Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Трудовое право

11.11.2013
ВОПРОС:
Каким образом работодатель (поликлиника, обслуживающая как взрослое население, так и детей и подростков) может узнать, что соискателю (медицинский персонал) запрещено занимать ту или иную должность по решению суда?
ОТВЕТ:

1. Согласно части первой ст. 65 ТК РФ при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с ТК РФ, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию, лицо, поступающее на работу, помимо прочих документов, предусмотренных данной частью, обязано предъявить работодателю справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям (далее - Справки).
Обязанность предоставления такой справки любыми медицинскими работниками законодательством не закреплена. Однако ст. 351.1 ТК РФ установлено, что к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности.
Таким образом, если работодатель осуществляет услуги в сфере медицинского обеспечения несовершеннолетних, на работников, трудящихся у него, распространяются ограничения, установленные ст. 351.1 ТК РФ, соответственно, он обязан допускать к труду работников только при наличии Справки.
Ответ на вопрос о том, относить ли к "лицам, занимающимся трудовой деятельностью в сфере медицинского обеспечения несовершеннолетних" только сотрудников, непосредственно работающих с несовершеннолетними, или же любых работников медицинских учреждений, в законе не содержится.
Территориальные органы Роструда в своих разъяснениях по данному вопросу противоречивы. В ответах на одни вопросы они указывают, что установленные данной статьей ограничения к трудовой деятельности имеют все работники, работающие в соответствующей сфере с участием несовершеннолетних. В этой связи смотрите, например, ответ на аналогичный вопрос относительно работников образовательных учреждений Государственной инспекции труда в Ямало-Ненецком автономном округе от 21.02.2012 (http://git89.rostrud.ru/questioner/xPages/page.43.html). В других случаях озвучивается позиция, что под данный запрет подпадают только лица, чья трудовая деятельность непосредственно связана с влиянием на несовершеннолетних (смотрите, например, письмо Роструда от 06.09.2011 N 2620-6-1).
Позиция судебных органов в настоящее время в основном такова, что ст. 351.1 ТК РФ применима ко всем работникам учреждений, где получают образование несовершеннолетние, вне зависимости от их должности или профессии. Так, в определении СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 07.12.2012 N 52-КГПР12-2 суд указал, что ограничение, установленное ст. 351.1 ТК РФ, распространяется не только на лиц, вступающих в непосредственный контакт с несовершеннолетними по роду их профессиональной деятельности, но и на весь персонал таких организаций, в том числе административно-управленческий, технический и вспомогательный, поскольку они также осуществляют трудовую деятельность в вышеуказанных сферах и имеют возможность контакта с несовершеннолетними (смотрите также Обзор судебной практики по гражданским делам за 1 полугодие 2013 года; апелляционное определение СК по гражданским делам Алтайского краевого суда от 16.04.2013 по делу N 33-3034/2013; апелляционное определение СК по гражданским делам Саратовского областного суда от 28.03.2013 по делу N 33-1786; апелляционное определение СК по гражданским делам Алтайского краевого суда от 06.02.2013 по делу N 2-848/2013).
Однако в судебной практике встречаются и решения, в которых содержится вывод, что сведения о судимости должны представляться только в отношении работников, трудовая деятельность которых непосредственно связана с влиянием на несовершеннолетних. В этой связи смотрите, например, определение Приморского краевого суда от 19.12.2012 по делу N 33-11288.
При этом Конституционный Суд РФ в п. 4.1 своего постановления от 18.07.2013 N 19-П отметил, что ограничения на доступ к осуществлению педагогической или иной профессиональной деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних, вводимые федеральным законодателем в целях охраны их жизни, здоровья и нравственности, по смыслу Конституции РФ должны обеспечивать приоритетную защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, принимая во внимание их эмоциональную, духовную и интеллектуальную незрелость, но вместе с тем не приводить к несоразмерному ограничению прав и свобод лиц, осуществляющих трудовую деятельность в указанных сферах.
Поскольку однозначные разъяснения чиновников и судебная практика по данному вопросу отсутствуют, мы рекомендуем работодателю обратиться за официальными разъяснениями в связи с возникшей ситуацией в Федеральную службу по труду и занятости (Роструд) по почте (109012, Москва, Биржевая площадь, дом 1) или посредством заполнения специальной формы обращения на официальном сайте ведомства (http://www.rostrud.ru/reception/55.shtml) в соответствии со ст. 356 ТК РФ, Положением о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 324, а также Административным регламентом предоставления Федеральной службой по труду и занятости государственной услуги по информированию и консультированию работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 18.05.2012 N 581н.
2. Согласно ст. 47 Уголовного кодекса РФ одним из видов наказаний, назначаемых за совершение преступления, является лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которое состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.
В соответствии со ст. 33 Уголовно-исполнительного кодекса РФ наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исполняется учреждениями и органами, исполняющими основные виды наказаний, а также уголовно-исполнительными инспекциями по месту жительства (работы) осужденного. Как указано в п.п. 31-32 Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества, утвержденной приказом Минюста РФ от 20.05.2009 N 142 (далее - Инструкция), в целях обеспечения исполнения приговора суда уголовно-исполнительная инспекция устанавливает место работы осужденного и направляет в адрес работодателя копию приговора суда и извещение по установленной форме, а также запрашивает в организации выписки приказов о назначении, переводе, увольнении осужденного. После получения копии приговора суда и извещения уголовно-исполнительной инспекции работодатель обязан не позднее трех дней освободить работника от должности, которую он лишен права занимать, или запретить заниматься определенной деятельностью, и направить в инспекцию сообщение об исполнении требований приговора (пп. "а" ч. 2 ст. 34 УИК РФ). При увольнении работодатель обязан внести в трудовую книжку осужденного запись о том, на каком основании, на какой срок и какую должность он лишен права занимать или какой деятельностью лишен права заниматься (пп. "г" ч. 2 ст. 34 УИК РФ).
За неисполнение указанной обязанности должностные лица работодателя несут уголовную ответственность по ст. 315 УК РФ: инспекция направляет в их адрес уведомление по установленной форме, а при злостном неисполнении приговора (определения, постановления) суда - документы в органы прокуратуры для принятия мер прокурорского реагирования (п. 35 Инструкции).
Таким образом, работодатель может узнать о том, что соискателю (или уже принятому на работу сотруднику) запрещено заниматься определенной деятельностью или занимать определенные должности, из трудовой книжки работника либо из копии приговора и извещения уголовно-исполнительной инспекции. Обязанности представлять при заключении трудового договора документ, подтверждающий указанный запрет, и вообще информировать о наличии такого запрета работодателя при заключении трудового договора трудовое законодательство для работника не устанавливает (ст. 65 ТК РФ). Однако обращаем Ваше внимание, что форма справки о судимости, утвержденная приказом МВД РФ от 07.11.2011 N 1121, предполагает указание срока и вида наказания, назначенного осужденному, поэтому, если работник представляет такую справку при заключении трудового договора, работодатель может узнать о наличии действующего запрета на занятие определенных должностей или определенной деятельностью из этой справки.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мазухина Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Воронова Елена

23 октября 2013 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики