Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Налоги

25.08.2011
ВОПРОС:
Недоимка по налогам образовалась у ЗАО в 2006 году, а решение о ее взыскании принято в 2007 году. Одновременно было принято решение о взыскании с ЗАО пеней и штрафа. Данная задолженность оплачена не была. Налоговым органом больше никаких попыток для удержания задолженности не предпринималось. Какие меры нужно принять для списания данной задолженности? Возможно ли признание задолженности безнадежной?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В рассматриваемой ситуации сроки для принудительного взыскания недоимки налоговым органом пропущены, однако основания для списания задолженности перед бюджетом у налогоплательщика отсутствуют.

Задолженность по налогу, сбору, пени и штрафу подлежит отражению в учете налогоплательщика до ее погашения либо признания безнадежной и списания в порядке, установленном налоговым законодательством.

Необходимый для признания задолженности безнадежной судебный акт, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания соответствующих сумм, может быть принят и по инициативе налогоплательщика.

Обоснование вывода:

В соответствии с п. 74 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, отражаемые в бухгалтерской отчетности суммы по расчетам с банками, бюджетом должны быть согласованы с соответствующими организациями и тождественны. Оставление на бухгалтерском балансе неурегулированных сумм по этим расчетам не допускается. Таким образом, до наступления соответствующих обстоятельств кредиторская задолженность перед бюджетом не может быть списана.

На основании п. 3 ст. 44 НК РФ обязанность организации по уплате налога прекращается, в частности, с уплатой налога, с ликвидацией налогоплательщика и с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора. Такое основание прекращения обязанности по уплате налога, штрафа и пени, как пропуск налоговым органом срока, установленного НК РФ для взыскания соответствующих сумм в принудительном порядке, законодательством не предусмотрено. Поэтому вне зависимости от того, пропущен ли налоговым органом указанный срок, до наступления обстоятельств, указанных в п. 3 ст. 44 НК РФ, обязанность налогоплательщика по уплате налога сохраняется.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика в банках (п. 1 ст. 46 НК РФ). Взыскание налога производится по решению налогового органа, которое принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога (которое, в силу п. 1 ст. 70 НК РФ, направляется налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки), но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения такого срока, считается недействительным и исполнению не подлежит (п.п. 2 и 3 ст. 46 НК РФ).

В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента - организации или индивидуального предпринимателя) причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (п. 3 ст. 46 НК РФ).

Иными словами, возможность взыскания недоимки по налогу зависит от момента выявления недоимки. Общий срок давности, в течение которого налоговым органом может быть выявлена недоимка, налоговым законодательством не установлен. Трехлетний срок, предусмотренный ст. 196 ГК РФ, в силу п. 3 ст. 2 ГК РФ на налоговые отношения не распространяется, а трехлетний срок давности, предусмотренный п. 1 ст. 113 НК РФ, применяется только в целях привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Налоговое законодательство не содержит положений, из которых бы прямо следовало, что недоимка может быть выявлена налоговым органом только в пределах трех лет с момента ее образования.

В рассматриваемой ситуации недоимка образовалась в 2006 году, а решение о ее взыскании принято в 2007 году. Следовательно, сроки для ее принудительного взыскания налоговым органом в настоящее время пропущены. Это же касается возможности взыскания пени и штрафа (постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2009 N 08АП-1475/2009, Десятого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2010 N 10АП-6555/2009, ФАС Поволжского округа от 24.03.2009 N А55-11907/2008, ФАС Западно-Сибирского округа от 12.01.2009 N Ф04-8089/2008(18634-А45-26), ФАС Поволжского округа от 02.10.2008 N А55-3566/2008, ФАС Западно-Сибирского округа от 10.07.2008 N Ф04-4200/2008(7813-А46-31)).

В то же время, как уже отмечено, из п. 3 ст. 44 НК РФ следует, что сам по себе факт пропуска налоговым органом срока, установленного НК РФ для взыскания недоимки в принудительном порядке, не прекращает обязанности налогоплательщика по ее уплате.

Однако задолженность налогоплательщика перед бюджетом может быть признана безнадежной к взысканию. Согласно пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ таковыми признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам. Порядок списания такой задолженности, а также перечень документов, подтверждающих невозможность ее взыскания, установлен приказом ФНС России от 19.08.2010 N ЯК-7-8/393@. Следовательно, при наличии судебного акта, указанного в пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ, налоговый орган обязан принять решение о признании недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и ее списании (письмо Минфина России от 15.11.2010 N 03-02-08/70).

Как показывает судебная практика, указанный в пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ судебный акт может быть принят и по инициативе налогоплательщика, обратившегося в суд с требованием, например, о признании незаконным действий налогового органа, выразившихся в выдаче справки о состоянии расчетов по налогам, содержащей данные о налоговой задолженности (смотрите, например, постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2011 N 17АП-4443/11, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2011 N 15АП-5017/11, Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2011 N 09АП-16016/11, Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2011 N 20АП-1907/11, Третьего арбитражного апелляционного суда от 08.06.2011 N 03АП-1688/11, решение Арбитражного суда Свердловской области от 21.06.2011 N А60-12163/2011). При этом следует учитывать, что в случае обращения в суд непосредственно с требованием о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании в рассмотрении таких требований судом может быть отказано (постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2011 N 17АП-2292/11).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Молчанов Валерий

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Все консультации данной рубрики