Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Налоги
-
13.11.2013
- Юридическое лицо прошло процедуру реорганизации (ЗАО преобразовано в ООО на условии полного правопреемства). У юридического лица имеются объекты недвижимого имущества, соответственно, следует встать на налоговый учет по месту нахождения недвижимого имущества.
Следует ли в этой связи переоформить все свидетельства о праве собственности на данные объекты недвижимого имущества с ЗАО на ООО?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Поскольку в случае реорганизации в форме преобразования юридическое лицо, организационно-правовая форма которого изменена, перестает существовать, то государственная регистрация недвижимого имущества на правопреемника является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество.
Налоговые органы обязаны осуществить постановку на учет организации по месту нахождения недвижимого имущества только при наличии сведений, полученных из органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Обоснование позиции:
В соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованное юридическое лицо - прекратившим свою деятельность.
Положениями п. 5 ст. 58 ГК РФ установлено, что при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом. В случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам - правопреемникам реорганизованного юридического лица (абзац 3 п. 2 ст. 218 ГК РФ).
Следовательно, в случае реорганизации в форме преобразования юридическое лицо, организационно-правовая форма которого изменена, перестает существовать (п. 1 ст. 16 Закона N 129-ФЗ, постановление ФАС Северо-Западного округа от 12.07.2010 по делу N А21-136/2008).
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами (п. 1 ст. 131 ГК РФ).
Согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) передаточный акт является основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество.
При этом в силу положений п. 1 ст. 2 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.
Исходя из анализа приведенных норм, можно прийти к выводу, что поскольку в случае реорганизации в форме преобразования юридическое лицо, организационно-правовая форма которого изменена, перестает существовать, то государственная регистрация недвижимого имущества на правопреемника является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество.
Кроме того, возникновение права собственности на недвижимое имущество, государственная регистрация которого удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав, идентифицируется в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество новым кадастровым номером объекта недвижимого имущества (п. 3 ст. 12 и п. 1 ст. 14 Закона N 122-ФЗ).
Налоговый учет
Пунктом 2 ст. 50 НК РФ предусмотрено, что исполнение обязанностей по уплате налогов реорганизованного юридического лица возлагается на его правопреемника (правопреемников). При этом правопреемник (правопреемники) реорганизованного юридического лица при исполнении возложенных на него обязанностей по уплате налогов и сборов пользуется всеми правами, исполняет все обязанности в порядке, предусмотренном НК РФ для налогоплательщиков. Так, при преобразовании одного юридического лица в другое правопреемником реорганизованного юридического лица в части исполнения обязанностей по уплате налогов признается вновь возникшее юридическое лицо (п. 9 ст. 50 НК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.
Организация подлежит постановке на налоговый учет по месту нахождения принадлежащего ей имущества, местом нахождения недвижимого имущества признается место его фактического нахождения (п. 1, п. 5 ст. 83 НК РФ).
Постановка на учет по месту нахождения недвижимого имущества осуществляется на основании сведений, предоставленных органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п. 5 ст. 83, п. 4. ст. 85 НК РФ).
Такие сведения на основании п. 4 ст. 85 НК РФ сообщаются указанными органами в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации (смотрите также приказ Федеральной налоговой службы и Федеральной регистрационной службы от 08.09.2005 N 130/САЭ-3-21/436).
В течение 5 дней со дня получения этих сведений налоговый орган обязан осуществить постановку на учет организации по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и в тот же срок выдать или направить по почте заказным письмом уведомление о постановке на учет в налоговом органе (п. 2 ст. 84 НК РФ, смотрите также п. 8 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 05.11.2009 N 114н). Форма уведомления утверждена приказом ФНС России от 11.08.2011 N ЯК-7-6/488@.
Таким образом, налоговые органы обязаны осуществить постановку на учет организации по месту нахождения недвижимого имущества только при наличии сведений, полученных из органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (смотрите, например, письмо УФНС России по г. Москве от 09.11.2010 N 16-15/116538@).
При этом возникновение объекта налогообложения по налогу на имущество организаций и обязанности уплачивать этот налог НК РФ никак не связывает с моментом постановки организации на учет по месту нахождения этого объекта недвижимости (глава 30 НК РФ).
Отметим, что, по мнению налогового органа, выраженному в Методических указаниях для налоговых органов "К вопросу о постановке на учет организации в налоговом органе по месту нахождения недвижимого имущества", являющихся приложением к письму ФНС России от 26.06.2006 N ШТ-6-09/634@, в случае подачи налогоплательщиком документов в органы Росрегистрации для государственной регистрации соответствующих прав на недвижимое имущество при возникновении у организации обязанности по уплате соответствующих налогов на указанное имущество в целях учета организации по месту нахождения указанного недвижимого имущества представляется возможным в качестве основания ее учета использовать письмо (заявление) организации о ее обязанности по уплате отдельных видов налогов и сборов, при отсутствии у организации на территории, подведомственной налоговому органу, оснований для постановки на учет, установленных НК РФ (в произвольной форме) (код документа - 2801, справочник СДУНО) с представлением документов, подтверждающих факт подачи документов на государственную регистрацию прав.
При поступлении сведений о государственной регистрации соответствующих прав на указанное выше недвижимое имущество от органов Росрегистрации постановка на учет по данному основанию осуществляется в установленном порядке.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Палаты налоговых консультантов Медведь Светлана
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена
25 октября 2013 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним