Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Гражданское право

14.11.2013
ВОПРОС:
Государственный вуз в рамках п. 2 части 3.2 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" планирует заключить договор по передаче в безвозмездное пользование (аренду) закрепленного за ним на праве оперативного управления имущества (помещения столовой) без проведения конкурса или аукциона с организацией общественного питания для организации питания студентов и работников вуза.
На основании каких критериев следует рассматривать арендатора как организацию общественного питания? Предусматривает ли законодательство какие-либо особые требования к условиям договоров аренды или безвозмездного пользования, которые образовательные организации вправе заключать без проведения торгов на основании п. 2 части 3.2 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"? Не предусмотрено ли особых требований к государственной регистрации таких договоров?
ОТВЕТ:

В соответствии с п. 2 ч. 3.2 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) в редакции Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ, вступившего в силу с 01.09.2013, заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования в отношении государственного или муниципального имущества государственных или муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется без проведения конкурсов или аукционов в случае заключения этих договоров с организациями общественного питания для создания необходимых условий для организации питания обучающихся и работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Буквально из приведенной нормы следует, что государственный или муниципальный вуз вправе сдать в аренду или передать в безвозмездное пользование закрепленное за ним имущество без проведения конкурса или аукциона, если арендатором (ссудополучателем) по такому договору выступает организация общественного питания и договор заключается в целях создания необходимых условий для организации питания обучающихся и работников вуза.
Понятие "организация общественного питания" Закон о защите конкуренции не раскрывает. В иных нормативных правовых актах применительно к порядку заключения договоров, определенному Законом о защите конкуренции, это понятие также отсутствует. Поэтому, на наш взгляд, для определения данного понятия следует обратиться к документам в области технического регулирования, в которых раскрывается содержание услуг общественного питания и приводится общая характеристика лиц, оказывающих эти услуги.
На услуги и продукцию общественного питания распространяется действие Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50647-2010 "Услуги общественного питания. Термины и определения" (утвержден приказом Росстандарта от 30.11.2010 N 576-ст, далее - Стандарт), который устанавливает термины и определения основных понятий в этой области. Как это следует из п.п. 40, 41 Стандарта, под предприятием общественного питания понимается, в частности, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги общественного питания. Услугой общественного питания признается результат деятельности предприятий общественного питания (юридических лиц или индивидуальных предпринимателей) по удовлетворению потребностей потребителя в продукции общественного питания, в создании условий для реализации и потребления продукции общественного питания и покупных товаров, в проведении досуга и в других дополнительных услугах.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 50762-2007 "Услуги общественного питания. Классификация предприятий общественного питания" (утвержден приказом Ростехрегулирования от 27.12.2007 N 475-ст) дает определение понятия "предприятие общественного питания". Под ним понимается предприятие, предназначенное для производства, реализации и (или) организации потребления продукции общественного питания, в том числе столовая. Действие этого Стандарта распространяется на предприятия общественного питания юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (раздел 1 "Область применения", п.п. 3.1, 4.1 названного Стандарта).
Поскольку п. 2 ч. 3.2 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции прямо не характеризует организацию общественного питания как юридическое лицо, равно как и не устанавливает иных требований, ограничивающих круг лиц, организующих питание обучающихся и работников, изложенное позволяет прийти к выводу о том, что для целей применения этой нормы под организацией общественного питания следует понимать любое юридическое лицо или индивидуального предпринимателя (п. 3 ст. 23 ГК РФ), оказывающих услуги общественного питания, в том числе в столовой. При условии, что образовательная организация заключает соответствующий договор в целях создания необходимых условий для организации питания обучающихся и работников, она вправе передать столовую такому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю в аренду или в безвозмездное пользование без проведения торгов. Закон о защите конкуренции не регламентирует условия договора, который может быть заключен на основании п. 2 ч. 3.2 ст. 17.1 этого федерального закона. По нашему мнению, с учетом определенных законом целей передачи помещения в аренду или в безвозмездное пользование, обусловливающих отсутствие необходимости проведения торгов, из условий договора должно следовать, что он заключается именно в целях организации питания обучающихся и работников вуза.
Каких-либо особенностей порядка заключения такого договора, равно как и требований к его условиям, законодательство не устанавливает. Поэтому условия договора и порядок его заключения определяются общими положениями ГК РФ о договоре (ст.ст. 420-453), а также в зависимости от вида договора нормами главы 34 "Аренда" или главы 36 "Безвозмездное пользование" ГК РФ. Это касается и государственной регистрации договора: для договора аренды здания или сооружения, который заключен на срок не менее года, такое требование предусмотрено п. 2 ст. 651 ГК РФ (оно применимо и к аренде помещения - смотрите информационное письмо Президиума ВАС РФ от 01.06.2000 N 53); требования о государственной регистрации договора безвозмездного пользования нормы ГК РФ не содержат.
Обратим внимание, что высказанная точка зрения является нашим экспертным мнением. Официальных разъяснений по вопросам о соответствии арендаторов критериям понятия "организации общественного питания" для целей применения п. 2 ч. 3.2 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции мы не обнаружили. За официальными разъяснениями по этому вопросу Вы вправе обратиться в ФАС России (пп. 6.3 п. 6 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

30 октября 2013 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики