Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Гражданское право

23.08.2011
ВОПРОС:
При рассмотрении предложений участников проводимых торгов выяснилось, что двое из них планируют использовать при оказании услуг одно и то же оборудование (средство для оказания услуг). Не нарушает ли данное условие законодательство о защите конкуренции?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Сам по себе тот факт, что двое из участников торгов планируют использовать при оказании услуг одни и те же оборудование или иные средства для оказания услуг, законодательство о защите конкуренции не нарушает.

Обоснование вывода:

По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (ст. 779 ГК РФ). Если иное не предусмотрено договором, исполнитель самостоятельно определяет способы выполнения задания заказчика (п. 3 ст. 703, ст. 783 ГК РФ).

В силу ст. 447 ГК РФ договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов.

Отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением недобросовестной конкуренции, регулируются Федеральным законом от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ).

Так, например, данным законом запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах (п. 1 ст. 11 Закона N 135-ФЗ).

Согласованными действиями хозяйствующих субъектов являются их действия на товарном рынке, результат которых соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов при условии, что эти действия заранее известны каждому из них, вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке (ст. 8 Закона N 135-ФЗ).

Сам по себе факт того, что двое из участников торгов планируют использовать при оказании услуг по договору, заключаемому на торгах, одни и те же оборудование или иные средства для оказания услуг, законодательство, в том числе о защите конкуренции (антимонопольное законодательство), не нарушает, поскольку законодательство подобных ограничений не содержит.

При этом нарушение Закона N 135-ФЗ может иметь место, в частности, если действия этих участников торгов являются согласованными (п. 1 ст. 11 Закона N 135-ФЗ) и могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.

Так, например, в судебной практике в качестве согласованных действий рассматривались действия участников торгов по поддержанию цен на этих торгах, выражающиеся в том, что лишь один из участников, заранее определенный соглашением участников в качестве победителя, сделал единственное предложение на последнем шаге аукциона, остальные же участники принимали участие в торгах лишь "для вида" без намерения победить и в отсутствие реальной состязательности (смотрите, например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 21 февраля 2011 г. по делу N А58-1750/10, от 16 марта 2011 г. по делу N А58-2310/10). Согласованность действий может быть установлена и при отсутствии документального подтверждения наличия договоренности об их совершении (п. 2 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июня 2008 г. N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства"). При этом согласованность действий в любом случае должна быть доказана и исследуется судами по совокупности конкретных обстоятельств дела.

Также следует учитывать, что нарушением законодательства о защите конкуренции при проведении торгов будут являться действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе (п. 1 ст. 17 Закона N 135-ФЗ):
1) координация организаторами торгов или заказчиками деятельности его участников;
2) создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов;
4) участие организаторов торгов или заказчиков и (или) работников организаторов торгов или работников заказчиков в торгах.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Бахтина Анастасия

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Кузьмина Анна

Все консультации данной рубрики