Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

14.11.2013
ВОПРОС:
С 01.01.2014 вступит в силу Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ). Пунктом 5 части 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ регламентируется закупка у единственного поставщика для отдельных учреждений на сумму, не превышающую 400 000 руб.
Осуществлять закупку на основании п. 5 части 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ могут все учреждения образования или только государственные или муниципальные образовательные учреждения, уставными целями деятельности которых являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия?
ОТВЕТ:

Прежде всего заметим, что Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) должен вступить в силу только с 1 января 2014 года. Поэтому какая-либо правоприменительная практика по его применению отсутствует, официальных разъяснений по данному вопросу, насколько нам известно, также еще не издавалось. Соответственно, мы можем высказать только своё экспертное мнение по толкованию норм этого Закона.
Действительно, при прочтении п. 5 ч. 1 ст. 93 Закон N 44-ФЗ можно увидеть, что он может применяться "государственным или муниципальным образовательным учреждением, государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которых являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия". Формально, из буквального, по правилам русского языка, чтения этой нормы следует, что словосочетания "государственным или муниципальным образовательным учреждением" и "государственным или муниципальным учреждением культуры" являются однородными членами предложения, которые перечисляются через запятую и к обоим из которых относится оборот "уставными целями деятельности которых являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия".
Однако, по нашему мнению, такое формально буквальное толкование неправомерно. Поясним почему.
Прежде всего заметим, что в соответствии с п. 1 ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон о НКО) бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. А согласно абзацу второму п. 1 ст. 24 Закона о НКО основной деятельностью бюджетного и казенного учреждений признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых они созданы. Исчерпывающий перечень видов деятельности, которые бюджетные и казенные учреждения могут осуществлять в соответствии с целями их создания, определяется учредительными документами учреждений. Причем в силу абзаца второго п. 4 ст. 9.2 Закона о НКО бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.
Отсюда видно, что бюджетные и казенные учреждения по общему принципу осуществлять должны осуществлять в основном деятельность в тех сферах, для выполнения задач в которых они созданы. Это соответствует п. 1 ст. 49 ГК РФ, устанавливающему общий принцип ограниченной правоспособности некоммерческих организаций.
Соответственно, образовательные учреждения должны осуществлять именно образовательную деятельность (смотрите также ч. 1 ст. 21, ст. 22 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"), а учреждения культуры - культурную деятельность (смотрите также абзац второй ст. 3, ст. 4, ст.ст. 39, 47 Закона РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-I "Основы законодательства Российской Федерации о культуре").
Безусловно, ни один из законов или иных нормативных актов не устанавливает запрета на совмещение этих видов деятельности, в частности на выполнение образовательными учреждениями каких-либо видов деятельности в области культуры, и учредитель любого образовательного учреждения может внести соответствующие положения в устав этого учреждения. Однако из сказанного выше представляется очевидным, что такое совмещение может быть только исключением, но не правилом.
В связи с этим заметим, что п. 14.1 ч. 2 ст. 55 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) предусматривает практически то же самое основание для размещения заказа почти тем же самым кругом, но несколько более узким кругом субъектов, чем п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. В частности, п. 14.1 ч. 2 ст. 55 Закон N 94-ФЗ предусматривает право размещения заказ у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя без дополнительных к тому оснований в зависимости только от суммы контракта, не превышающей 400 тысяч рублей, для только государственных, но не муниципальных образовательных учреждений. Также он не включает в себя ряд перечисленных в п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ учреждений культуры, в том числе и государственных, и муниципальным учреждений культуры, уставными целями деятельности которых являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия. Иными словами, на наш взгляд, есть все основания полагать, что при принятии Закона N 44-ФЗ законодатель исходил из необходимости расширения круга субъектов, которым предоставляется право закупки без дополнительных к тому оснований на сумму до 400 тысяч рублей. При этом, по нашему мнению, было бы до крайней степени нелогично одновременно расширять круг образовательных учреждений, которым предоставляется такое право за счет муниципальных образовательных учреждений, и одновременно сужение такого круга до немного числа тех образовательных учреждений, уставами которых им поручено одновременно выполнение некоторых функций в области культуры.
На основании вышесказанного исходя из общего контекста норм законодательства, регулирующих деятельность казенных и бюджетных учреждений, полагаем, что в данном случае была допущена ошибка юридической техники при составлении п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ: недостаточно четко проведено разграничение между различными категориями субъектов, которые могут применять этот пункт: государственными и муниципальными образовательными учреждениями и государственными и муниципальными учреждениями культуры, уставными целями деятельности которых являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия. Соответственно, этот пункт могут применять любые государственные и муниципальные образовательные учреждения.
Ещё раз подчеркнём, что сказанное является нашим экспертным мнением. Мы не можем гарантировать, что правоприменительная практика будет исходить из тех же оснований.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

Ответ прошел контроль качества

29 октября 2013 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики