Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

14.11.2013
ВОПРОС:
Бюджетное учреждение оборудовало рабочие места для сотрудников-инвалидов. Орган власти (местного самоуправления), осуществляющий в отношении этого учреждения функции и полномочия учредителя, предоставил в установленном порядке средства на возмещение затрат на оборудование рабочих мест сотрудников-инвалидов.
По какому коду вида деятельности отражается в бухгалтерском учете поступление средства на возмещение затрат? Какие бухгалтерские записи следует сделать?
ОТВЕТ:

Согласно требованиям п. 21 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), любые поступления денежных средств (в том числе целевые поступления) учитываются бюджетными учреждениями как средства от приносящей доход деятельности (собственные доходы), если они не могут быть квалифицированы как:
- субсидии, предоставляемые за счет средств бюджетов на выполнение задания или на иные цели (абзацы первый и второй п. 1 ст. 78.1 БК РФ);
- бюджетные инвестиции;
- средства ОМС;
- средства во временном распоряжении.
Таким образом, по общему правилу средства, предоставляемые какими-либо организациями с целью возмещения затрат бюджетного учреждения на оборудование рабочих мест сотрудников-инвалидов, должны отражаться в бухгалтерском учете по коду вида деятельности "2". Конечно, если выполняется условие: денежные средства на основании положений соглашения (договора) в установленном порядке перечисляются непосредственно на "основной" лицевой счет учреждения (минуя орган, осуществляющий в отношении учреждения функции и полномочия учредителя).
Согласно п. 150 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н (далее - Инструкция N 174н), начисление доходов в сумме денежных средств, полученных бюджетным учреждением в виде пожертвований, грантов и иных аналогичных поступлений, отражается с применением корреспонденции:
Дебет 2 205 81 560 Кредит 2 401 10 180.
Доходы отражаются организациями госсектора методом начисления - результаты операций признаются по факту их совершения независимо от того, когда получены соответствующие денежные средства или их эквиваленты (п. 3 Инструкции N 157н). Соответственно, начисление доходов в виде целевого финансирования (целевых поступлений) должно отражаться после заключения соглашения (договора) о предоставлении целевых средств.
Расходы, осуществляемые за счет целевых средств (подлежащие возмещению за счет целевых средств), списываются в дебет счета 2 401 20 000 "Расходы хозяйствующего субъекта" (п. 153 Инструкции N 174н). Если за счет целевых средств создаются или приобретаются какие-либо нефинансовые активы, они принимаются к учету в общеустановленном порядке с указанием кода вида деятельности "2".
Целевые средства могут поступать в бюджетное учреждение в порядке возмещения произведенных ранее расходов.
Напомним, что средства субсидий на выполнение задания (код "4") могут использоваться (с последующим восстановлением) на погашение обязательств, учитываемых с кодом вида деятельности "2", конечно, если подобное решение не приводит к снижению качества или объема оказываемых учреждением услуг (выполняемых работ) (смотрите, в частности, письмо Минфина России от 04.09.2012 N 02-06-10/3517). В подобных ситуациях бухгалтерский учет должен быть организован в общеустановленном порядке с использованием счета 0 304 06 000 "Расчеты с прочими кредиторами"*(1).
Все операции с целевыми средствами, а также приобретенные (созданные) за счет этих средств нефинансовые активы обязательно должны учитываться обособленно - на отдельных аналитических счетах (субсчетах), предусмотренных Рабочим планом счетов. Тем самым будут решаться несколько задач:
1) организация раздельного учета, предусмотренного в соответствующих случаях главой 25 НК РФ;
2) формирование данных, необходимых для подготовки отчетности по целевым средствам (в разрезе показателей, предусмотренных отчетами, в том числе с использованием соответствующей группировки расходов, которая может отличаться от группировки, предусмотренной КОСГУ);
3) обеспечение целевого характера расходования средств в соответствии с утвержденными сметами, графиками и т.п.;
4) обеспечение выполнения требований организации, предоставившей целевые средства, об особом порядке использования объектов имущества, приобретенного (созданного) за счет средств гранта.

Субсидия на иные цели

Согласно положениям бюджетного законодательства государственные (муниципальные) учреждения могут получать следующие субсидии из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации:
1) субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания (абзац первый п. 1 ст. 78.1 БК РФ);
2) субсидии на иные цели (абзац второй п. 1 ст. 78.1 БК РФ);
3) гранты в форме субсидий, предоставляемые по итогам конкурсов (п. 4 ст. 78.1 БК РФ).
Как видим, возмещение затрат бюджетного учреждения на оборудование рабочих мест сотрудников-инвалидов может осуществляться путем предоставления целевой субсидии. При таких обстоятельствах соответствующие операции учитываются в общеустановленном порядке как операции со средствами субсидий на иные цели по коду вида деятельности "5".
При этом действующее законодательство не исключает принципиальной возможности перечисления средств, числящихся на отдельном лицевом счете, на "основной" лицевой счет бюджетного учреждения (смотрите, например, письмо Минфина России от 25.03.2013 N 02-06-07/9374). Осуществление подобной операции будет необходимо, если целевая субсидия поступит в счет возмещения расходов, которые бюджетное учреждение уже осуществило за счет средств от приносящей доход деятельности.
Целевые субсидии предоставляются бюджетному учреждению органом, осуществляющим в отношении этого учреждения функции и полномочия учредителя. Если орган власти (местного самоуправления), предоставляющий в установленном порядке средства на возмещение затрат на оборудование рабочих мест сотрудников-инвалидов, не является учредителем бюджетного учреждения-получателя, то соответствующие бюджетные ассигнования могут быть переданы в установленном порядке органу-учредителю.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Пименов Владимир

Ответ прошел контроль качества

29 октября 2013 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Подробнее смотрите материалы:
- Энциклопедия решений. Направление денежных средств бюджетного (автономного) учреждения на исполнение обязательств, принятых в рамках иного вида деятельности;
- Энциклопедия решений. Учет санкционирования расходов при направлении денежных средств на исполнение обязательств, принятых в рамках иного вида деятельности.

 

Все консультации данной рубрики