Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бухучет и отчетность

20.11.2013
ВОПРОС:
Организация реализует лом черных и цветных металлов, образующихся в процессе производства. В договоре с покупателями установлено, что покупатель, принимая лом, уменьшает его вес на процент засоренности согласно ГОСТам. При этом в приемо-сдаточном акте указывается вес лома меньше, чем отгружен поставщиком, учитывая процент засоренности.
Расходы по реализации отражаются в бухгалтерском учете на счете 91.
Как отражать в бухгалтерском учете реализацию лома черных и цветных металлов?
ОТВЕТ:

Деятельность по обращению с ломом цветных и черных металлов регулируется:

- Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления";

- Правилами обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.05.2001 N 369 (далее - Правила N 369);

- Правилами обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.05.2001 N 370 (далее - Правила N 370);

- ГОСТ 2787-75 "Металлы черные вторичные" (введен в действие постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 26.12.1975 N 4035, далее - ГОСТ 2787-75);

- ГОСТ 1639-2009 "Лом и отходы цветных металлов и сплавов. Общие технические условия" (введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 09.07.2010 N 175-ст, далее - ГОСТ 1639-2009).

В соответствии с п. 6 Правил N 369 и п. 6 Правил N 370 прием лома и отходов черных и цветных металлов проводится по массе нетто, определяемой как разность между массой брутто и массой транспортного средства, тары и засоренности.

Аналогичное правило установлено в п. 3.3 ГОСТ 2787-75, п. 14.3 ГОСТ 1639-2009.

В отношении вопроса об учете засоренности лома черных и цветных металлов следует обратить внимание на письмо Минфина России от 27.03.2006 N 03-03-04/1/289.

По нашему мнению, из содержания этого письма следует, что расходы на засоренность лома у продавца могут быть учтены как технологические потери при транспортировке.

В упомянутом выше письме Минфина России от 27.03.2006 N 03-03-04/1/289 указано, что исходя из технологических особенностей собственного производственного цикла и процесса транспортировки налогоплательщик определяет норматив образования безвозвратных отходов каждого конкретного вида сырья и материалов, используемых в производстве. Данный норматив на предприятии может быть установлен, в частности, технологической картой, сметой технологического процесса или иным аналогичным документом, которые являются внутренними документами, не имеющими унифицированной формы.

Вышеназванные документы разрабатываются специалистами предприятия, контролирующими технологический процесс (например технологами), и утверждаются уполномоченными руководством предприятия лицами (например главным технологом или главным инженером).

Чтобы установить нормативы образования технологических отходов, используются отраслевые нормативные акты, расчеты и исследования технологических служб организации либо иные лимиты, регламентирующие ход технологического процесса.

При этом необходимость составления технологической карты, сметы технологического процесса или иного аналогичного документа обуславливается особенностью технологического процесса.

Как пояснил Минфин, в том случае, если налогоплательщик не составляет технологическую карту или иной аналогичный документ, подтверждением расходов в виде технологических потерь при производстве и (или) транспортировке являются отраслевые нормативные акты, в том числе ГОСТы, расчеты и исследования технологических служб организации либо иные лимиты, регламентирующие ход технологического процесса.

Таким образом, следуя указанным разъяснениям, по нашему мнению, организация для учета технологических потерь, возникающих при транспортировке, в виде засоренности лома черных и цветных металлов может использовать нормативы засоренности, определенные ГОСТом 2787-75, ГОСТом 1639-2009.

Пунктом 111 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н (далее - Методические указания), установлено, что отходы, образующиеся в подразделениях организации, собираются в установленном порядке и сдаются на склады по сдаточным накладным с указанием их наименования и количества. Стоимость отходов определяется организацией исходя из сложившихся цен на лом, утиль, ветошь и т.п. (т.е. по цене возможного использования или продажи).

Порядок определения цены возвратных отходов в бухгалтерском учете организация разрабатывает самостоятельно и утверждает в учетной политике для целей бухучета.

Стоимость оприходованных возвратных отходов относится в уменьшение стоимости материалов, отпущенных в производство (п. 111 Методических указаний).

Порядок отнесения затрат на счета бухгалтерского учета, в том числе по их видам, регулируется положениями Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (далее - План счетов и Инструкция).

Принимая во внимание изложенное выше, считаем, что согласно Плану счетов бухгалтерские записи по оприходованию лома черных и цветных металлов будут следующими:

Дебет 20 "Основное производство" Кредит 43 "Готовая продукция"

- сформирована себестоимость готовой продукции (с учетом уменьшения затрат на стоимость лома черных и цветных металлов);

Дебет 10 "Материалы" Кредит 20 "Основное производство"

- оприходован лом черных и цветных металлов.

Начиная с 01.01.2013 все формы первичных учетных документов утверждаются руководителем экономического субъекта, а разрабатываются лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (часть 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ). При этом первичные учетные документы принимаются к учету, если они содержат обязательные реквизиты, указанные в части 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ.

При разработке собственных бланков можно использовать в качестве образца унифицированные формы, утвержденные Госкомстатом России.

Для документального оформления принятия металлолома к учету можно использовать форму М-4 "Приходный ордер", форму М-11, утвержденные постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а, или иной документ, составленный в произвольной форме, но содержащий обязательные реквизиты, установленные в части 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ (п. 57, 111 Методических указаний).

По нашему мнению, расходы на засоренность лома в пределах нормативов, установленных ГОСТом 2787-75, ГОСТом 1639-2009 или технологическими картами, в бухгалтерском учете могут быть учтены в составе расходов по обычным видам деятельности (п. 5, п. 7 ПБУ 10/99). Потери сверх установленных нормативов учитываются в соответствии с п. 11, п. 12 ПБУ 10/99 в составе прочих расходов.

Для учета расходов, связанных с процессом производства продукции, Планом счетов предусмотрены счета 20, 23, 25, для некоторых расходов - счет 44.

Инструкцией установлено, что в организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность, на счете 44 "Расходы на продажу" могут быть отражены, в частности, следующие расходы: на затаривание и упаковку изделий на складах готовой продукции; по доставке продукции на станцию (пристань) отправления, погрузке в вагоны, суда, автомобили и другие транспортные средства; комиссионные сборы (отчисления), уплачиваемые сбытовым и другим посредническим организациям; по содержанию помещений для хранения продукции в местах ее продажи и оплате труда продавцов в организациях, занятых сельскохозяйственным производством; на рекламу; на представительские расходы; другие аналогичные по назначению расходы.

При этом бухгалтерские проводки могут быть следующие:

на дату отгрузки лома покупателю:

Дебет 45 Дебет 10

- отгружен лом покупателю (по фактической отгрузке);

на дату приемки лома покупателем:

Дебет 62 Кредит 91, субсчет "Прочие доходы"

- признаны доходы в размере, соответствующем данным приемо-сдаточного акта;

Дебет 91, субсчет "Прочие расходы" Кредит 45

- списана стоимость фактически принятого лома согласно данным приемо-сдаточного акта;

Дебет 94 Кредит 45

- до выяснения причин отражены общие потери от засоренности лома;

Дебет 44 Кредит 94

- учтены расходы на продажу в размере фактической засоренности лома, выявленной покупателем при приемке, но не выше процента, соответствующего качеству лома (с учетом разработанных технологических карт и норм ГОСТ 2787-75);

Дебет 91, субсчет "Прочие расходы" Кредит 94

- учтены прочие расходы на продажу в размере фактической засоренности лома, превышающей уровень засоренности, установленный ГОСТом 2787-75, ГОСТом 1639-2009 или технологическими картами.

Рекомендуем ознакомиться с материалами:

- Энциклопедия решений. Учет технологических потерь при производстве и (или) транспортировке;

- Энциклопедия решений. Технологические потери при производстве и транспортировке в целях налогообложения прибыли.


Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, член МоАП, профессиональный бухгалтер Каратаева Татьяна

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, член МоАП Горностаев Вячеслав

28 октября 2013 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики