Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Госзакупки
-
21.11.2013
- Муниципальное казенное учреждение в соответствии с п. 14 части 2 ст. 55 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" имеет право заключить контракт у единственного контрагента без дополнительных к тому оснований на сумму до 100 000 руб.
Каков будет порядок заключения аналогичных договоров в рамках вступающего в силу Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"?
Имеет ли право казенное учреждение в декабре 2013 года заключить договор в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ при условии, что действовать данный договор будет с 01.01.2014?
1. Действительно, в настоящее время п. 14 ч. 2 ст. 55 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) устанавливает общее правило, по которому заказчик имеет право разместить контракт (то есть, фактически, заключить контракт) у единственного контрагента без дополнительных к тому оснований на сумму, не превышающую установленного ЦБ РФ предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке, в настоящее время - 100 тысяч рублей по одной сделке.*(1) Пункт же 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), устанавливающий аналогичное право заказчика, ограничивает его твердым размером, совпадающим с действующим на данный момент вышеуказанным пределом, - 100 тысяч рублей. Однако, если п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ ограничивает возможность заказа у единственного контрагента одноименных товаров, работ, услуг в течение квартала той же суммой, то п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ ограничивает совокупный годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить на основании этого пункта, - не более 5% размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком, и не более чем 50 миллионов рублей в год. Указанные ограничения не распространяются на закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые заказчиками для нужд сельских поселений.
В 2014, 2015 годах расчет указанных выше предельных сумм закупок у единственного контрагента на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ осуществляется в соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 112 Закона N 44-ФЗ без использования планов-графиков. Каким образом осуществляется такой расчет, к сожалению, не указано, полагаем, следует отталкиваться от сумм доведенных лимитов финансирования или суммы указанной в плане финансово-хозяйственной деятельности.
Как следует из ч. 2 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, размещать в единой информационной системе извещение об осуществлении такой закупки не нужно. Однако для заключения контракта заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта. При этом контракт, заключенный на основании на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, должен содержать расчет и обоснование цены контракта (ч. 3 и ч. 4 ст. 93 Закона N 44-ФЗ). Устанавливать требование об обеспечении исполнения такого контракта заказчик не обязан, хотя и вправе это сделать по своему усмотрению (ч. 2 ст. 96 Закона N 44-ФЗ).
2. Согласно ч. 1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ он применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе или на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу этого закона. К отношениям, возникшим до дня вступления в силу Закона N 44-ФЗ, он применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу, если иное не предусмотрено его ст. 112. Государственные и муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу данного Закона, сохраняют свою силу.
Это соответствует положениям ст. 4 ГК РФ, согласно которой акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие (п. 2 ст. 4 ГК РФ).
Таким образом, контракты, заключенные казенным учреждением в 2013 году в соответствии с Законом N 94-ФЗ, будут действовать и в 2014 году.
Заметим, что Закон N 44-ФЗ не содержит специальных указаний относительно того, учитываются при определении соблюдения ограничений, установленных его п. 4 ч. 1 ст. 93, сумма цен контрактов, заключенных в 2013 году на основании п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ. Однако зачет таких сумм в счет установленного п. 4 ч. 1 ст. 93 Закон N 44-ФЗ лимита может быть обоснован указанием этого пункта, что указанный лимит установлен в процентах от "размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика" (пусть даже определяемых и не в соответствии с планом-графиком) без оговорок о том, в каком именно периоде заключены контракты. Соответственно, отсюда можно сделать вывод, что при определении правомерности осуществления закупки по этому пункту необходимо брать сумму всех контрактов, заключенных с единственным контрагентом, за счет средств, запланированных на обеспечение потребностей текущего года, включая и заключенные в предыдущем году, даже и до вступления в силу Закона N 44-ФЗ.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий
8 ноября 2013 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
*(1) Смотрите указание ЦБР от 20.06.2007 N 1843-У "О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя".
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним