Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Гражданское право

26.11.2013
ВОПРОС:
Не противоречит ли антимонопольному законодательству установление дистрибьюторским договором условия о реализации товара на строго определенной территории и установление максимально возможной цены его перепродажи (по условиям дистрибьюторского договора цена перепродажи товара может превышать цену поставки не более чем на определенное количество процентов)?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Условия дистрибьюторского договора о реализации товара на строго определенной территории и установлении максимально возможной цены его перепродажи не противоречат антимонопольному законодательству.

 

Обоснование вывода:

I. В соответствии с п. 19 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) описанное в вопросе соглашение признается "вертикальным соглашением", то есть соглашением между хозяйствующими субъектами, один из которых приобретает товар, а другой предоставляет (продает) товар.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 11 Закона N 135-ФЗ запрещаются вертикальные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением "вертикальных" соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со ст. 12 Закона N 135-ФЗ), если такие соглашения приводят или могут привести к установлению цены перепродажи товара, за исключением случая, если продавец устанавливает для покупателя максимальную цену перепродажи товара.

В рамках полномочий, предусмотренных ч. 2 ст. 13 Закона N 135-ФЗ, Правительство РФ утвердило Общие исключения в отношении соглашений между покупателями и продавцами (постановление Правительства РФ от 16.07.2009 N 583 "О случаях допустимости соглашений между хозяйствующими субъектами", далее - Общие исключения).

Согласно пп. "а" п. 2 Общих исключений не могут быть признаны допустимыми условия соглашения между покупателем и продавцом, ограничивающие возможность покупателя самостоятельно определять цену, по которой он перепродает товар иным лицам (в том числе условие о минимальной цене перепродажи товара или фиксированной цене перепродажи товара).

Между тем в рассматриваемой ситуации при реализации товара покупатель вправе устанавливать наценку, которая не должна превышать цену поставщика более чем на определенный процент. Тем самым, договором дистрибуции фактически определена максимальная цена перепродажи товара, что является допустимым с точки зрения антимонопольного законодательства.

II. В соответствии с пп. "б" п. 2 Общих исключений не могут быть признаны допустимыми условия соглашения между покупателем и продавцом, предусматривающие отказ покупателя продавать товар на определенной в соглашении территории, за исключением:

- условий, запрещающих покупателю (за исключением организации розничной торговли) рекламировать и продавать товар на территории, которая в соглашении между продавцом и иным покупателем определена в качестве территории, в пределах которой только иной покупатель имеет право продавать товар;

- условий, запрещающих покупателю рекламировать и продавать товар на территории, на которой продажу товара в соответствии с соглашением осуществляет продавец.

Иными словами, поставщик вправе запретить дистрибьютору продавать товар на территории, на которой продажу товара осуществляет сам продавец или иной дистрибьютор (данная территория прямо обозначается в договоре).

Следуя такой логике, на наш взгляд, стороны вертикального соглашения вправе изначально ограничить территорию продаж.

Обоснованность данного вывода косвенно подтверждается и нормами пункта 3 Общих исключений, согласно которому в целях обеспечения конкуренции в соглашении между покупателем и продавцом, устанавливающим территорию, в пределах которой только покупатель имеет право продавать товар, должны содержаться условия, предусматривающие отказ покупателя от заключения с продавцами товаров-заменителей соглашений, устанавливающих географически тождественную или частично совпадающую территорию.

Более того, как показывает анализ арбитражной практики, под "дистрибьюторскими" суды понимают именно такие договоры, условиями которых предусматривается реализация товара на строго определенной территории (смотрите, в частности, постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 08.10.2002 N КА-А40/6725-02; постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 03.08.2011 N Ф06-6358/11 по делу N А55-26891/2009, в передаче которого в Президиум ВАС РФ отказано определением ВАС РФ от 30.11.2011 N ВАС-15001/11).

С учетом изложенного полагаем, что условие договора поставки (дистрибуции) о реализации закупаемого товара на строго определенной территории не противоречит антимонопольному законодательству.

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Габбасов Руслан

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Барсегян Артем

6 ноября 2013 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики