Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бухучет и отчетность

27.11.2013
ВОПРОС:
Медикаменты для формирования аптечки первой медицинской помощи рабочим приобретаются работодателем по отдельности (не комплектом).
Какие должны быть сделаны бухгалтерские проводки по списанию данных медикаментов, входящих в состав аптечки, в связи с их использованием для оказания первой медицинской помощи рабочим, а также в связи с истечением срока годности?
ОТВЕТ:

На основании положений трудового законодательства на работодателя возлагается обязанность по обеспечению санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников в соответствии с требованиями охраны труда (ст. 223 ТК РФ). При этом каждый работодатель должен формировать аптечки для оказания первой помощи своим работникам (ст. 223 ТК РФ), укомплектованные в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 05.03.2011 N 169н (далее - Приказ N 169н).

В рассматриваемой ситуации, по нашему мнению, бухгалтерский учет операций по формированию организацией медицинских аптечек, укомплектованных в соответствии с Приказом N 169н, должен осуществляться в следующем порядке.

Медикаменты, приобретенные для укомплектования аптечек, принимаются к учету в качестве материально-производственных запасов по фактической себестоимости, равной сумме фактических затрат на их приобретение (за исключением НДС) (п.п. 2, 5, 6 Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденного приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н).

По нашему мнению, отражение приобретенных медикаментов изначально в составе материалов обусловлено тем, что они в полной мере соответствуют понятию материально-производственных запасов, к которым согласно п. 2 ПБУ 5/01 относятся материалы, сырье, комплектующие и т.п. ценности, используемые в деятельности организации (в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг), для управленческих (хозяйственных) нужд).

Принятие к учету приобретенных медикаментов отражается записью по дебету счета 10 "Материалы" в корреспонденции с кредитом счетов 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 71 "Расчеты с подотчетными лицами" (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).

Поскольку осуществление расходов на оплату мероприятий по улучшению условий и охраны труда является требованием законодательства и неотъемлемой частью трудового процесса, то указанные затраты (в том числе расходы на формирование аптечек для оказания первой помощи своим работникам) можно отнести к расходам по обычным видам деятельности (п.п. 5 и 7 ПБУ 10/99 "Расходы организации"). Следовательно, стоимость укомплектованных медицинских аптечек, переданных для использования подразделениям, включается в состав расходов по обычным видам деятельности с отражением на счетах учета затрат (20 "Основное производство", 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы", 44 "Расходы на продажу").

В аналогичном порядке осуществляется учет операций по приобретению (списанию) медикаментов для пополнения аптечек*(1).

Таким образом, в бухгалтерском учете операции, связанные с приобретением (оприходованием) и списанием медикаментов, входящих в состав аптечки, отражаются следующими проводками:

Дебет 10 Кредит 71, 60

- приняты к учету медикаменты, приобретенные для формирования аптечки;

Дебет 19 Кредит 71, 60

- отражен НДС, предъявленный поставщиком;

Дебет 68, субсчет "Расчеты с бюджетом по НДС" Кредит 19

- НДС принят к вычету.

После укомплектования аптечек медицинскими препаратами их передача для использования подразделениям оформляется следующей проводкой:

Дебет 20 (25, 26) Кредит 10

- списана стоимость медикаментов, которыми укомплектована аптечка.

Поскольку стоимость медикаментов включается в состав расходов в момент передачи укомплектованных аптечек для использования, то по истечении их срока годности организация не должна отражать в учете операции по списанию просроченных медицинских препаратов (их стоимость уже была списана в момент передачи аптечки для использования). Сказанное относится и к медицинским средствам, использованным организацией для оказания медицинской помощи работникам.

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

член Палаты налоговых консультантов Алексеева Анна

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, член МоАП Мельникова Елена

8 ноября 2013 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.


*(1) По истечении сроков годности изделий медицинского назначения, входящих в состав аптечки, или в случае их использования аптечку необходимо пополнить (п. 2 Приказа N 169н). По мере приобретения необходимых для пополнения аптечки изделий медицинского назначения и передачи их для использования в подразделения организация делает проводки, соответствующие указанным выше.

Все консультации данной рубрики