Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бухучет и отчетность
-
27.11.2013
- Медикаменты для формирования аптечки первой медицинской помощи рабочим приобретаются работодателем по отдельности (не комплектом).
Какие должны быть сделаны бухгалтерские проводки по списанию данных медикаментов, входящих в состав аптечки, в связи с их использованием для оказания первой медицинской помощи рабочим, а также в связи с истечением срока годности?
На основании положений трудового законодательства на работодателя возлагается обязанность по обеспечению санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников в соответствии с требованиями охраны труда (ст. 223 ТК РФ). При этом каждый работодатель должен формировать аптечки для оказания первой помощи своим работникам (ст. 223 ТК РФ), укомплектованные в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 05.03.2011 N 169н (далее - Приказ N 169н).
В рассматриваемой ситуации, по нашему мнению, бухгалтерский учет операций по формированию организацией медицинских аптечек, укомплектованных в соответствии с Приказом N 169н, должен осуществляться в следующем порядке.
Медикаменты, приобретенные для укомплектования аптечек, принимаются к учету в качестве материально-производственных запасов по фактической себестоимости, равной сумме фактических затрат на их приобретение (за исключением НДС) (п.п. 2, 5, 6 Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденного приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н).
По нашему мнению, отражение приобретенных медикаментов изначально в составе материалов обусловлено тем, что они в полной мере соответствуют понятию материально-производственных запасов, к которым согласно п. 2 ПБУ 5/01 относятся материалы, сырье, комплектующие и т.п. ценности, используемые в деятельности организации (в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг), для управленческих (хозяйственных) нужд).
Принятие к учету приобретенных медикаментов отражается записью по дебету счета 10 "Материалы" в корреспонденции с кредитом счетов 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 71 "Расчеты с подотчетными лицами" (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).
Поскольку осуществление расходов на оплату мероприятий по улучшению условий и охраны труда является требованием законодательства и неотъемлемой частью трудового процесса, то указанные затраты (в том числе расходы на формирование аптечек для оказания первой помощи своим работникам) можно отнести к расходам по обычным видам деятельности (п.п. 5 и 7 ПБУ 10/99 "Расходы организации"). Следовательно, стоимость укомплектованных медицинских аптечек, переданных для использования подразделениям, включается в состав расходов по обычным видам деятельности с отражением на счетах учета затрат (20 "Основное производство", 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы", 44 "Расходы на продажу").
В аналогичном порядке осуществляется учет операций по приобретению (списанию) медикаментов для пополнения аптечек*(1).
Таким образом, в бухгалтерском учете операции, связанные с приобретением (оприходованием) и списанием медикаментов, входящих в состав аптечки, отражаются следующими проводками:
Дебет 10 Кредит 71, 60
- приняты к учету медикаменты, приобретенные для формирования аптечки;
Дебет 19 Кредит 71, 60
- отражен НДС, предъявленный поставщиком;
Дебет 68, субсчет "Расчеты с бюджетом по НДС" Кредит 19
- НДС принят к вычету.
После укомплектования аптечек медицинскими препаратами их передача для использования подразделениям оформляется следующей проводкой:
Дебет 20 (25, 26) Кредит 10
- списана стоимость медикаментов, которыми укомплектована аптечка.
Поскольку стоимость медикаментов включается в состав расходов в момент передачи укомплектованных аптечек для использования, то по истечении их срока годности организация не должна отражать в учете операции по списанию просроченных медицинских препаратов (их стоимость уже была списана в момент передачи аптечки для использования). Сказанное относится и к медицинским средствам, использованным организацией для оказания медицинской помощи работникам.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Палаты налоговых консультантов Алексеева Анна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член МоАП Мельникова Елена
8 ноября 2013 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
*(1) По истечении сроков годности изделий медицинского назначения, входящих в состав аптечки, или в случае их использования аптечку необходимо пополнить (п. 2 Приказа N 169н). По мере приобретения необходимых для пополнения аптечки изделий медицинского назначения и передачи их для использования в подразделения организация делает проводки, соответствующие указанным выше.
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним