Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

28.11.2013
ВОПРОС:
Если извещение на проведение открытого аукциона в электронной форме будет размещено в декабре 2013 года, а договор будет подписываться в январе 2014 года, нормами какого закона следует руководствоваться - Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ или Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ?
ОТВЕТ:

Согласно ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) этот Закон применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе или на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу этого закона. К отношениям, возникшим до дня вступления в силу Закона N 44-ФЗ, он применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу, если иное не предусмотрено его ст. 112. Государственные и муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу этого Закона, сохраняют свою силу.

Это соответствует положениям ст. 4 ГК РФ, согласно которой акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие (п. 2 ст. 4 ГК РФ).

Каких-либо ограничений, связанных с заключением "переходящих" контрактов, ни Законом N 44-ФЗ, ни Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) не предусмотрено. При этом представляется очевидным, что до утраты Законом N 94-ФЗ силы (до 1 января 2014 года) заказчики, руководствующиеся данным Законом, вправе применять все его положения, в том числе положения ст. 41.5 Закона N 94-ФЗ, устанавливающие порядок размещения извещений о проведении открытого аукциона в электронной форме на официальном сайте.

В настоящий момент не вполне ясно, нормами какого закона необходимо руководствоваться заказчику после 1 января 2014 года, если процедура размещения заказа была объявлена до вступления в силу Закона N 44-ФЗ, а окончание процедуры и непосредственно заключение контракта осуществляются в 2014 году. Не исключено, что контролирующие органы будут исходить из расширительного толкования ст. 4 ГК РФ и ч. 1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ, согласно которому в случае, если процедура размещения заказа была объявлена до вступления в силу нового закона, она целиком должна протекать в соответствии с нормами, действовавшими на момент размещения извещения о начале соответствующей процедуры. Такая возможность вытекает из ранее дававшихся разъяснений, данных в связи со вступлением в действие Закона N 94-ФЗ в письме Минэкономразвития РФ от 05.09.2005 N 13785-АШ/Д07, при том, что норма, аналогичная ч. 1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ, была внесена в ст. 64 Закона N 94-ФЗ только 31 декабря 2005 года Федеральным законом от 31.12.2005 N 207-ФЗ. Аналогичный подход был применен ФАС России при исключении из числа способов обеспечения контракта поручительства (http://fas.gov.ru/clarifications/clarifications_30385.html). Данная точка зрения может быть обоснована тем, что извещение о торгах само по себе является односторонней сделкой, при совершении которой организатор обязывается провести соответствующую процедуру, определить победителя - или иное лицо - и заключить с ним договор по определенным на момент размещения извещения правилам. Эта точка зрения не отражена в законодательстве, но присутствует в научной литературе и отчасти - в судебной практике (смотрите, например, С.В. Савина, Правовая природа извещения о проведении конкурса // "Правосудие в Поволжье", N 3, май-июнь 2005 г.; Беляева О.А., Аукционы и конкурсы. Комментарий судебно-арбитражной практики. - "Контракт", "Волтерс Клувер", 2010 г., параграф 1; постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 10.02.2012 N Ф08-8337/11, постановление ФАС Московского округа от 19.11.2007 N КГ-А40/11691-07 (определением ВАС РФ от 08.04.2008 N 2069/08 в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано)). По вышеизложенным основаниям нам такой подход представляется вполне обоснованным.

Однако должны заметить, что прямо в законе этот вопрос не урегулирован и официальные разъяснения по нему отсутствуют. За официальными разъяснениями можно обратиться в Министерство экономического развития РФ или Федеральную антимонопольную службу РФ.

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Верхова Надежда

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Серков Аркадий

15 ноября 2013 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики