Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
28.11.2013
- Бюджетным учреждением (получателем субсидии) принято решение о реализации нескольких объектов имущества, учитываемого в составе основных средств.
Объекты не отнесены к особо ценному движимому имуществу. Их приобретение осуществлялось как за счет средств от приносящей доход деятельности, так и за счет субсидий на выполнение государственного задания.
Необходимо ли перечислять доходы от реализации учредителю?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Доходы от реализации любого имущества, принадлежащего бюджетному учреждению на праве оперативного управления, поступают в самостоятельное распоряжение этого учреждения.
Данное правило в полной мере распространяется на доходы от реализации иного движимого имущества, приобретенного за счет средств от приносящей доход деятельности и средств субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания.
Обоснование вывода:
Доходы бюджетных учреждений не рассматриваются в качестве доходов бюджетов и являются источниками формирования их имущества (ст. 120, 296, 298 ГК РФ; ст.ст. 9.2, 26 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").
Данное правило распространяется и на доходы, поступающие учреждениям при реализации любого имущества, в том числе:
- недвижимого;
- особо ценного движимого имущества;
- иного движимого имущества.
Действующее законодательство не предусматривает никаких исключений из приведенного выше правила - в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения поступают, в частности, доходы от реализации иного движимого имущества, приобретенного как за счет средств от приносящей доход деятельности (код "2"), так и за счет средств субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания (код "4"). Более того, бюджетные учреждения вправе самостоятельно распоряжаться доходами от реализации имущества, принятого к балансовому учету в период их деятельности в статусе получателей бюджетных средств.
Обоснованность применения описанной выше правовой позиции подтверждают и специалисты финансового ведомства (смотрите, например, письмо Минфина России от 24.04.2012 N 02-04-10/1464).
Обратите внимание: Минфином России подготовлены изменения в Бюджетный кодекс РФ, согласно которым доходы от продажи бюджетными учреждениями недвижимого имущества будут зачисляться в соответствующий бюджет (смотрите Раздел 8 Рекомендаций Минфина России от 25.10.2013 "Комментарии (комплексные рекомендации) по вопросам, связанным с реализацией положений Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ...").
Бюджетные учреждения осуществляют доходные и расходные операции с денежными средствами на основании Плана финансово-хозяйственной деятельности (далее - План ФХД). Соответственно, в рассматриваемой ситуации, при необходимости, должен корректироваться План ФХД (в части возможности получения доходов и осуществления расходов по определенным кодам КОСГУ в необходимых объемах). Порядок внесения изменений в План ФХД бюджетного учреждения, в том числе необходимость предоставления (оформления) расшифровок и обоснований, определяется учредителем (п.п. 2, 22 Требований, утвержденных приказом Минфина России от 28.07.2010 N 81н).
К сведению:
Согласно п. 3 ст. 298 ГК РФ бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться:
- любым недвижимым имуществом;
- особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.
Как уже было указано выше, доходы от реализации такого имущества наравне с доходами от реализации иного имущества поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения. Однако при согласовании сделок по его реализации учредителем могут быть установлены условия, предусматривающие конкретные направления расходования соответствующих средств, например:
1) инвестиционные расходы;
2) погашение кредиторской задолженности.
Подобные требования учредителя, по сути, придают соответствующим доходам от реализации имущества характер целевых средств, и соответственно, такие доходы должны отражаться в бухгалтерском учете обособленно.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Пименов Владимир
Ответ прошел контроль качества
11 ноября 2013 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним