Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
29.11.2013
- Бюджетным учреждением был заключен договор на ремонт системы оповещения в связи с необходимостью замены пришедшего в негодность усилителя. В результате исполнения договора неисправный усилитель был заменен новым прибором, имеющим серийный номер, в форме КС-3 указаны просто "ремонтные работы".
Как отразить в инвентарной карточке наличие новой составляющей?
Как (по каким статьям (подстатьям) КОСГУ) произвести оплату ремонта системы оповещения? Является ли усилитель отдельным основным средством?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Замену неисправного усилителя целесообразно рассматривать именно как ремонт и замену оборудования на аналогичное. При этом затраты по замене сломанного и неработоспособного усилителя не увеличивают первоначальную стоимость системы оповещения, не возникает нового объекта основных средств.
Результат работ по ремонту объекта основных средств, не изменяющих его стоимость (включая замену элементов в сложном объекте основных средств (в комплексе конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое)), на основании первичного учетного документа - Акта о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (форма 0306002), подлежит отражению в регистре бухгалтерского учета - Инвентарной карточке (форма 0504031, форма 0504032) соответствующего объекта основного средства путем внесения записей о произведенных изменениях, без оформления бухгалтерских записей по соответствующим счетам аналитического учета счета 010100000 "Основные средства".
Работы по ремонту системы оповещения следует оплатить по подстатье КОСГУ 225.
Обоснование вывода:
Применяемая в настоящее время методология бухгалтерского учета не ставит обязанность государственного (муниципального) учреждения по оприходованию основных средств в зависимость от оснований их поступления в организацию (п.п. 22-55 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, далее - Инструкция N 157н).
Изредка может сложиться ситуация, когда в результате работ по ремонту (восстановлению) сложных объектов будут выполняться все условия принятия к балансовому учету нового основного средства и учреждение должно будет отразить в учете новый отдельный объект основных средств.
Напомним, объект имущества должен приниматься к балансовому учету в качестве отдельного объекта основных средств только тогда, когда он отвечает условиям отнесения соответствующего вида имущества к обособленным объектам основных средств (такие условия приведены в п.п. 38, 39, 41 Инструкции N 157н). В частности, объект должен:
1) принадлежать учреждению на праве оперативного управления;
2) предназначаться для использования в деятельности организации;
3) иметь срок полезного использования более 12 месяцев;
4) предназначаться для выполнения определенных самостоятельных функций.
В рассматриваемой ситуации усилитель является составляющей системы оповещения. В случае, если заменяемый усилитель отличается от вышедшего из строя прибора и замена приведет к изменению технических характеристик системы оповещения, подобную замену можно рассматривать как модернизацию объекта основных средств. Однако заключение о том, изменилось ли функциональное назначение техники в результате замены элемента системы, могут дать технические специалисты учреждения, которые обладают для этого достаточной квалификацией.
Если работы могут быть классифицированы как модернизация, учреждению следует провести частичную ликвидацию системы оповещения, то есть уменьшить его первоначальную стоимость на стоимость старого усилителя. А затем увеличить первоначальную (балансовую) стоимость системы оповещения по сформированной сумме вложений по модернизации, дооборудованию, т.е. на сумму договора по ремонту указанной системы.
При изменении первоначальных нормативных показателей объекта основных средств в результате проведенной модернизации срок полезного использования по этому объекту может пересматриваться по решению комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов (п. 44 Инструкции по применению Единого плана счетов, утвержденной приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н, далее - Инструкция N 157н).
В соответствии с п. 9 Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина РФ от от 16 декабря 2010 г. N 174н (далее - Инструкция N 174н), принятие к бухгалтерскому учету увеличения первоначальной (балансовой) стоимости объекта основных средств по сформированной сумме вложений по их достройке, реконструкции, модернизации, дооборудованию, отражается на основании первичного учетного документа - Акта о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (форма 0306002). Сведения о дооборудовании (реконструкции, модернизации, достройке) и произведенных изменениях в объекте основного средства подлежат отражению в Инвентарной карточке (форма 0504031, форма 0504032) по соответствующему объекту основного средства.
Однако, по нашему мнению, в данном случае работы по договору целесообразно рассматривать именно как ремонт и замену оборудования на аналогичное, при этом затраты по замене пришедшего в негодность усилителя не увеличивают первоначальную стоимость системы оповещения и, соответственно, не возникает нового объекта основных средств.
В этом случае в соответствии с п. 9 Инструкции N 174н результат работ по ремонту объекта основных средств, не изменяющих его стоимость (включая замену элементов в сложном объекте основных средств (в комплексе конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое), на основании первичного учетного документа - Акта о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (форма 0306002), подлежит отражению в регистре бухгалтерского учета - Инвентарной карточке (форма 0504031, форма 0504032) соответствующего объекта основного средства путем внесения записей о произведенных изменениях без оформления бухгалтерских записей по соответствующим счетам аналитического учета счета 010100000 "Основные средства".
В целях группировки операций, осуществляемых в секторе государственного управления, применяется Классификация операций сектора государственного управления (КОСГУ).
Перечень кодов КОСГУ, применяемых в настоящее время, приведен в Приложении N 4 к Указаниям, утвержденным приказом Минфина России от 21.12.2012 N 171н (далее - Указания N 171н).
Порядок применения статей (подстатей) КОСГУ определяется положениями Раздела V Указаний N 171н. Отнесение расходов (доходов) на тот или иной код КОСГУ должно осуществляться, прежде всего, исходя из экономического содержания определенной операции.
По итогам выполнения ремонтных, монтажных или иных работ могут составляться единые Акты выполненных работ. При оформлении таких актов отдельными "позициями" могут указываться наименования:
- конкретных работ;
- расходных (строительных) материалов, использованных подрядчиком;
- оборудования (приборов и т.п.), смонтированного подрядчиком в ходе выполнения работ.
Ни действующие в настоящее время Указания о порядке применения бюджетной классификации, ни аналогичные документы, применявшиеся в прошлые годы, не допускали возможности оплаты обязательств по единым Актам выполненных работ за счет нескольких статей (подстатей) КОСГУ. В подобных ситуациях, как правило, оплата осуществляется по:
- подстатье 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" (в отношении ремонтных работ и иных работ, связанных с содержанием имущества).При этом под содержанием нефинансовых активов подразумеваются работы и услуги, осуществляемые с целью поддержания и (или) восстановления функциональных, пользовательских характеристик объекта;
- подстатье 226 "Прочие работы, услуги" (в отношении монтажных работ).
Аналогичным образом КОСГУ применялась и в прошлые годы.
Таким образом, в Вашем учреждении вполне обоснованно может быть принято решение об оплате работ по ремонту системы оповещения (с заменой усилителя) по подстатье КОСГУ 225.
Рекомендуем также дополнительно ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Начисление амортизации в госучреждении в случае достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации объекта основных средств;
- Энциклопедия решений. Подстатья 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ;
- Энциклопедия решений. Регистры бухгалтерского учета, применяемые в госучреждении для учета основных средств.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы Московской области 1 класса Левина Ольга
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Монако Ольга
15 ноября 2013 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним