Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

25.08.2011
ВОПРОС:
По результатам запроса котировок с победителем был заключен муниципальный контракт. Контракт предусматривает не разовую поставку товара, а поставки отдельными партиями в соответствии с предварительными заявками представителя заказчика. Однако поставщик систематически не исполняет условия муниципального контракта (либо не соблюдает срок поставки, либо не обеспечивает поставку в строгом соответствии с заявкой). Какие действия в данной ситуации может предпринять заказчик? Возможно ли включение данного поставщика в реестр недобросовестных поставщиков?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Нарушение сроков поставки товара может явиться основанием для применения штрафных санкций и для расторжения муниципального контракта в судебном порядке, что, в свою очередь, является основанием для включения сведений о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков.

Обоснование вывода:

Согласно ч. 11 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) в случае просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, заказчик вправе потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней). Неустойка (штраф, пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного государственным или муниципальным контрактом срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (штрафа, пеней) устанавливается государственным или муниципальным контрактом в размере не менее одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Поставщик (исполнитель, подрядчик) освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пеней), если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине заказчика.

В силу п. 1 ст. 332 ГК РФ кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.

Таким образом, муниципальный заказчик вправе будет требовать уплаты неустойки, определенной ч. 11 ст. 9 Закона N 94-ФЗ, независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты муниципальным контрактом или нет.

В реестр же недобросовестных поставщиков согласно ч. 2 ст. 19 Закона N 94-ФЗ включаются сведения об участниках размещения заказа, уклонившихся от заключения контракта, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми контракты по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими контрактов.

То есть в Реестр недобросовестных поставщиков вносятся сведения только о контрагентах по контрактам, расторгнутым на основании судебного решения, и только в случаях, когда причина расторжения - существенное нарушение контракта. Об этом говорится также в п. 7 приказа Федеральной антимонопольной службы от 27.08.2007 N 267.

В соответствии с ч. 8 ст. 9 Закона N 94-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

В связи с этим надо напомнить, что Закон N 94-ФЗ основывается в том числе на нормах Гражданского кодекса РФ (ч. 1 ст. 2 Закона N 94-ФЗ).

В п. 2 ст. 450 ГК РФ установлено, что по требованию одной из сторон договор может быть расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.

При этом определено, что существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Арбитражные суды исходят из того, что существенным нарушением контракта на поставку товаров может быть признано: нарушение сроков поставки партий товаров (постановления ФАС Поволжского округа от 27.05.2010 по делу N А72-17320/2009, ФАС Северо-Кавказского округа от 03.11.2010 по делу N А32-1714/2009, Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.01.2010 N 16АП-2993/09 и от 12.01.2010 N 16АП-2995/09), поставка товаров не в полном объеме и не в соответствии со спецификацией (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 27.04.2010 по делу N А17-3385/2009), замена ассортимента товара (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 17.06.2010 по делу N А46-19040/2009).

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд признал существенным нарушением контракта несвоевременную поставку реактивов и расходных материалов для общелабораторных исследований, необходимых для оказания медицинской помощи пациентам, в связи с необходимостью быстрого обследования больных и назначения лечения по результатам проведенных анализов при наличии ограниченных сроков поставки товаров в связи с тем, что соблюдение сроков поставки для медицинского учреждения являлось принципиальным (постановление от 23.11.2009 по делу N А56-32765/2009).

Также самим контрактом может быть предусмотрена возможность расторжения контракта в случае нарушения ответчиком обязательств по поставке товара в установленные сроки, например, в случае просрочки поставки более чем на десять дней (постановления ФАС Московского округа от 26.04.2010 N КГ-А40/3340-10, от 19.03.2010 N КГ-А40/1830-10).

Частью 6 ст. 19 Закона N 94-ФЗ установлено, что в случае расторжения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком контракта заказчик, в течение 3 рабочих дней со дня расторжения контракта, направляет соответствующие сведения в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов, а также копию решения суда о расторжении.

Обратим внимание, что данной нормой не предусмотрено принятие каких-либо решений о направлении сведений для включения в реестр недобросовестных поставщиков, следовательно, эта процедура производится заказчиками в обязательном порядке, "автоматически" после получения судебного решения о расторжении контракта.

Таким образом, в случае систематического неисполнения поставщиком муниципального контракта муниципальный заказчик вправе потребовать в судебном порядке уплаты неустойки и расторжения контракта (постановление ФАС Северо-Западного округа от 07.06.2011 N Ф07-3857/11 по делу N А56-44253/2010) с последующим включением поставщика в реестр недобросовестных поставщиков.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Котыло Игорь

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

Все консультации данной рубрики