Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Налоги
-
02.12.2013
- Вправе ли налоговый орган в рамках проведения камеральной налоговой проверки по НДПИ запрашивать у налогоплательщика первичные и иные документы, связанные с реализацией нефти (счета-фактуры, ТТН на отгрузку и сопровождение груза - нефти, акты приема-передачи нефти, реестр отгрузки нефти, договоры купли-продажи нефти), и ежемесячную статистическую отчетность по форме N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг"?
Согласно п. 1 ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
На основании п. 2 ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).
При этом при проведении камеральной налоговой проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, налоговые органы также вправе истребовать у налогоплательщика иные документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты таких налогов (п. 9 ст. 88 НК РФ). К сожалению, в указанной норме законодатель не разъяснил, какие именно документы следует понимать под указанными документами. В то же время из буквального содержания указанной нормы следует, что данные документы должны быть связаны именно с исчислением и уплатой природных ресурсов (смотрите также постановления ФАС Волго-Вятского округа от 30.08.2010 по делу N А29-13621/2009, ФАС Поволжского округа от 16.11.2011 N Ф06-9729/11 по делу N А65-185/2011).
Под природными ресурсами рассматриваются компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность, а под их использованием - эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности (ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").
Использование природных ресурсов при наличии соответствующих оснований влечет и уплату налога на добычу полезных ископаемых (ст. 334 НК РФ, ст. 9 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-I "О недрах").
При рассмотрении споров налогоплательщиков с налоговыми органами по представлению в качестве прочих документов, истребуемых при камеральных проверках по НДПИ, документов статистической отчетности, арбитражные суды, как правило, исходят из того, что истребование налоговым органом форм статистической отчетности, в том числе и об отгрузке продукции, неправомерно (смотрите, например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 29.11.2010 по делу N А67-3928/2010 (определением ВАС РФ от 05.04.2011 N ВАС-3084/11 в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора было отказано), ФАС Московского округа от 13.02.2012 N Ф05-14916/11 по делу N А40-29434/2011 *(1) и от 21.05.2010 N КА-А40/4782-10 по делу N А40-103738/09-141-749). Суды пришли к выводу, что формы статистического наблюдения 1-ЛС (1-натура), истребованные у налогоплательщика, к числу документов, являющихся основанием для исчисления и уплаты налога на добычу полезных ископаемых, законодательством о налогах и сборах не отнесены.
Однако по рассматриваемому вопросу имеется и иная практика (постановление Томского областного суда от 02.03.2011 по делу N 4А-70/11).
Арбитражные суды также считают, что истребование счетов-фактур налоговым органом неправомерно, поскольку на их основе налогооблагаемая база по налогу на добычу полезных ископаемых не формируется (смотрите, например, постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2009 N 13АП-5870/2009, ФАС Западно-Сибирского округа от 15.06.2006 N Ф04-3661/2006(23423-А27-40) и от 19.01.2006 N Ф04-9775/2005(18873-А27-32)).
В то же время ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 04.09.2012 N Ф04-3705/12 по делу N А27-12833/2011 указал на то, что для установления факта полного и своевременного исчисления налогоплательщиком НДПИ необходимо наличие документации, содержащей информацию, используемую при расчете НДПИ (о выручке от реализации добытого полезного ископаемого и о количестве реализованного добытого полезного ископаемого).
По мнению Минфина России, истребование налоговым органом в рамках камеральных проверок по НДПИ форм статистической отчетности, связанных с добычей полезных ископаемых, правомерно (письмо от 14.10.2013 N 03-06-06-01/42704). В то же время следует учитывать, что в нашем случае налоговый орган истребует статистическую отчетность, связанную с реализацией полезных ископаемых (приказ Федеральной службы государственной статистики от 14.10.2009 N 226).
К сожалению, судебной практики и разъяснений контролирующих органов в отношении правомерности истребования налоговым органом остальных указанных в запросе документов нам обнаружить не удалось. В связи с этим отметим, что п. 7 ст. 3 НК РФ установлено, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Конституционный Суд РФ в определении от 08.04.2010 N 441-О-О отметил, что камеральная налоговая проверка, по смыслу п. 1 ст. 88 НК РФ, является формой текущего документального контроля за соблюдением налогового законодательства, который проводится на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
В данном случае налоговый орган истребует первичные и иные документы, связанные с реализацией нефти, и статистическую отчетность по ее реализации. Истребование указанных документов может свидетельствовать о том, что налоговый орган в рамках камеральной проверки вышел за пределы предоставленных ему полномочий.
В случае отказа представления истребованных документов существует вероятность споров с налоговым органом и рассмотрения дела в судебном порядке, о чем свидетельствует наличие имеющейся арбитражной практики, и, в дальнейшем, в случае, если дело будет проиграно организацией, привлечения ее к ответственности, предусмотренной ст. 126 НК РФ (п. 4 ст. 93 НК РФ).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Котыло Игорь
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член МоАП Горностаев Вячеслав
14 ноября 2013 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
*(1) В данном случае суд рассматривал правомерность истребования налоговым органом статистической отчетности в рамках выездной налоговой проверки.
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним