Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Трудовое право
-
04.12.2013
- Гражданин с 2008 года нигде не работал, ему нужна справка о заработной плате за 2008 год для постановки на учет в качестве безработного в центре занятости. Организация, в которой сотрудник работал, ликвидирована в 2008 году, при ликвидации документы в архив не передавались.
Какие органы в таком случае обязаны выдать справку о заработной плате?
Статья 62 ТК РФ устанавливает обязанность работодателя по письменному заявлению работника не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления выдать работнику копии документов, связанных с работой, в том числе справку о заработной плате. При этом законодательство не обязывает никакие иные органы или юридические лица выдавать гражданам такую справку. Таким образом, при фактическом прекращении существования работодателя работник не может получить указанную справку.
В то же время при обращении в органы занятости населения для регистрации в целях поиска подходящей работы и в качестве безработного гражданину необходимо учитывать следующее. В соответствии со ст.ст. 3, 7.1-1, 8, 12 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости) гражданин может быть зарегистрирован в качестве ищущего работу, а также в качестве безработного с правом получения пособия по безработице и иных гарантий для граждан, признанных безработными, в порядке, установленном соответственно Правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и Правилами регистрации безработных граждан, утвержденными постановлением Правительства РФ от 07.09.2012 N 891.
При этом органы службы занятости обязаны регистрировать для целей поиска подходящей работы и оказывать помощь в трудоустройстве любым гражданам; данная обязанность не ставится законом в зависимость от того, могут ли граждане быть признаны безработными или нет (пп. 7 п. 1 ст. 7.1-1, п. 1 ст. 12 Закона о занятости).
В соответствии с п.п. 3 и 4 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы постановка на регистрационный учет осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении гражданами следующих документов:
- паспорт гражданина Российской Федерации или документ, его заменяющий;
- для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальная программа реабилитации инвалида, выданная в установленном порядке и содержащая заключение о рекомендуемом характере и об условиях труда.
При постановке на регистрационный учет граждане могут предъявить, в том числе, справку о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы. Таким образом, для регистрации граждан в качестве ищущих работу представление справки о среднем заработке не является обязательным.
Что же касается регистрации гражданина в качестве безработного, то соответствующее решение принимается органами службы занятости не позднее 11 дней со дня предъявления гражданином органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, а также справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (п. 2 ст. 3 Закона о занятости).
Указание в законе на необходимость представления справки о среднем заработке при регистрации в качестве безработного позволяет некоторым специалистам органов службы занятости утверждать, что отсутствие указанной справки делает невозможным признание гражданина безработным и выплату ему соответствующего пособия (смотрите, например, интервью директора центра занятости населения Кромского района А.М. Жмакиной, размещенное в сети "Интернет" по адресу: http://orel.regiontrud.ru/App_Shared/WebParts/DataViewers/PopupDocument.a spx?docid=76ea6bd4-57d9-43cc-aabf-b38879f2ac52).
Однако в судебной практике утвердилась позиция, в соответствии с которой такой подход признается основанным на неправильном толковании Закона о занятости. В соответствии с п. 1 ст. 30 указанного закона справка о средней заработной плате за последние 3 месяца по последнему месту работы требуется для расчета размера пособия по безработице. Во всех же иных случаях пособие устанавливается в минимальном размере (п. 2 ст. 30 Закона о занятости). Таким образом, отсутствие справки о среднем заработке не может рассматриваться в качестве препятствия для регистрации гражданина в качестве безработного и назначения ему минимального пособия по безработице (смотрите, например, апелляционное определение СК по гражданским делам Оренбургского областного суда от 6 июня 2013 г. по делу N 33-3681/2013, апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 16 мая 2013 г. по делу N 33-820/2013, апелляционное определение СК по гражданским делам Кемеровского областного суда от 11 апреля 2013 г. по делу N 33-12520, апелляционное определение СК по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 30 октября 2012 г. по делу N 33-3400-2012).
Более того, некоторые суды приходят к выводу, что при отсутствии справки о заработной плате расчет пособия по безработице должен производиться органами службы занятости с учетом заработной платы, факт получения которой подтверждается иными документами. Так, Шахунский районный суд Нижегородской области в своем решении от 11 апреля 2013 г. по делу N 2-457/13 указал на необходимость установления пособия по безработице с учетом заработной платы, размер которой был зафиксирован в трудовом договоре гражданина по его последнему месту работы.
В то же время обращаем Ваше внимание, что в соответствии со ст. 34 Закона о занятости пособие по безработице гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в том числе стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, начисляется в размере минимальной величины пособия по безработице. Как следует из вопроса, гражданин не работает более одного года, следовательно, ему может быть выплачено пособие по безработице только в размере минимальной величины. В 2013 году минимальная величина пособия по безработице составляет 850 рублей.
Неправомерный отказ органов службы занятости в регистрации в качестве безработного гражданин может обжаловать в вышестоящий орган службы занятости и (или) в судебном порядке (ст. 11 Закона о занятости).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Трошина Татьяна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сутулин Павел
11 ноября 2013 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним