Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
04.12.2013
- Бюджетное учреждение проводит различные научные конференции. Услуги по организации и проведению этих конференций оплачиваются специализированной организацией за счет подстатьи 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ.
Может ли в составе услуги по организации конференции оплачиваться питание участников мероприятия? Если да, то за счет каких субсидий (целевых или на выполнение государственного задания)?
Осуществление расходов за счет средств целевой субсидии
Конкретные условия предоставления субсидий, перечисляемых бюджетным учреждениям в соответствии с абзацем вторым п. 1 ст. 78.1 БК РФ, как правило, устанавливаются в соответствующих договорах (соглашениях), заключаемых между учредителями и получателями субсидий. В таких документах, в частности, содержится информация:
- о целевом назначении, порядке, размере и сроках предоставления субсидий на иные цели;
- порядке и сроках возврата неиспользованных или использованных не по назначению сумм;
- порядке и сроках предоставления соответствующей отчетности, проведения учредителем проверочных мероприятий.
Согласно требованиям ч. 16 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ расходы за счет средств субсидий на иные цели осуществляются только после проверки документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, и соответствия содержания расходных операций:
- кодам КОСГУ;
- целям предоставления субсидий.
Санкционирование расходов уполномоченными органами осуществляется на основании данных, содержащихся в Сведениях об операциях с целевыми субсидиями (п. 8 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 16.07.2010 N 72н, далее - Порядок N 72н). В этих Сведениях указываются по кодам КОСГУ планируемые на текущий финансовый год суммы поступлений целевых субсидий в разрезе кодов субсидий по каждой целевой субсидии и соответствующие им планируемые суммы целевых расходов (п. 9 Порядка N 72н; п. 13 Требований, утвержденных приказом Минфина России от 28.07.2010 N 81н).
Обратите внимание. Согласно изменениям, внесенным Федеральным законом от 23.07.2013 N 252-ФЗ в ст. 15.14 КоАП РФ, под нецелевым использованием бюджетных средств понимается направление средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств. Напомним, что ранее субъектами правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, являлись только получатели бюджетных средств.
Таким образом, бюджетное учреждение обеспечит целевой характер использования средств субсидии на иные цели в том случае, если осуществленные расходы не будут противоречить:
1) условиям соглашения о предоставлении субсидии;
2) действующему порядку применения КОСГУ.
Соответственно, если выделяется целевая субсидия "на проведение научной конференции" с условием осуществления расходов по коду КОСГУ 226 "Прочие работы, услуги", для подтверждения целевого характера расходов желательно располагать следующими документами:
1. Договор на проведение конференции.
Данный договор не должен содержать положений, которые каким-либо образом противоречат условиям соглашения о предоставлении целевой субсидии;
2. Документы, обосновывающие правомерность отнесения расходов на код КОСГУ 226 "Прочие работы, услуги".
Так, например, за счет данного кода КОСГУ могут быть оплачены услуги по организации и проведению научной конференции. При этом по итогам проведения конференции может быть оформлен двусторонний Акт, подтверждающий оказание услуг по соответствующему договору в полном объеме и с должным качеством;
3. Акт профильной комиссии бюджетного учреждения.
В этом акте комиссия может подтвердить факт проведения научной конференции; достижение в ходе мероприятия целей, ради которых оно проводилось; соблюдение иных условий, предусмотренных учредителем при предоставлении субсидии.
Как видим, если иное не будет прямо предусмотрено учредителем при предоставлении целевой субсидии, комплексная услуга по организации конференции, оплачиваемая за счет кода КОСГУ 226, может включать и предоставление питания ее участникам.
Каким образом учредитель может ограничить перечень "опций", которые входят в состав комплексной услуги по организации конференции? Приведем несколько вариантов:
1. В соглашении о предоставлении субсидии или приложениях к нему прямо может быть предусмотрен запрет на оплату питания.
2. К соглашению может быть приложена смета, в которой определены составные части комплексной услуги по организации конференции. И в этой смете может быть не предусмотрена возможность предоставления питания.
3. Учредителем может быть разработан правовой акт, определяющий порядок осуществления подведомственными учреждениями расходов на проведение (организацию) конференций, содержащий запрет на оплату питания.
Руководствуясь требованиями ст. 34 БК РФ, должностные лица бюджетного учреждения могут также принимать различные меры по обеспечению эффективности использования средств субсидии на иные цели.
При осуществлении расходов на проведение конференций наиболее действенным инструментом обеспечения эффективности расходов является составление подробной Сметы расходов, "расшифровывающей" стоимость и наименования отдельных составляющих комплексной услуги по организации мероприятия (аренда помещений, транспортные расходы, организация питания участников и т.д.). По каждой позиции может быть предусмотрено обоснование:
- принципиальной необходимости ее включения в смету;
- стоимости товаров (работ, услуг) по этой позиции.
Кроме того, в смете может быть "расшифрована" плановая прибыль организатора конференции.
Важный инструмент обеспечения эффективности расходов - нормирование. Стоимость товаров (работ, услуг) по ряду позиций может включаться в Смету исходя из экономически обоснованных норм расходов, утвержденных локальным актом бюджетного учреждения. Например, в целях организации питания участников конференции могут предусматриваться наименования и количество блюд, напитков, предоставляемых одному участнику; предельная величина расходов на питание одного участника и т.п.
Осуществление расходов за счет средств субсидии на выполнение госзадания
Проведение каких-либо мероприятий (в том числе конференций) на постоянной (регулярной) основе может быть предусмотрено государственным заданием, доведенным до бюджетного учреждения. В этом случае финансовое обеспечение расходов на их проведение осуществляется за счет средств субсидии на выполнение государственного задания, предоставляемой в соответствии с абзацем первым п. 1 ст. 78.1 БК РФ.
Бюджетное учреждение самостоятельно определяет направления расходования средств субсидии на выполнение государственного задания в соответствии с Планом финансово-хозяйственной деятельности (далее - План ФХД). Иными словами, средства субсидии на выполнение задания не обязательно должны расходоваться в строгом соответствии с теми направлениями (видами расходов) и нормами расходов, которые учитывались при расчете общего годового размера такой субсидии (смотрите, например, письмо Минфина России от 29.01.2013 N 02-13-06/293). Главное, чтобы государственное задание выполнялось в установленные сроки, в полном объеме и с должным качеством.
Кроме того, специалисты финансового ведомства указывают, что осуществление незапланированных расходов возможно за счет экономии средств субсидии по итогам определенного периода выполнения задания с внесением соответствующих изменений в План ФХД (смотрите, например, письма Минфина России от 12.07.2012 N 02-13-06/2703, от 07.08.2012 N 02-03-06/3073, от 09.08.2012 N 02-13-06/3106, от 08.10.2012 N 02-13-06/4132).
Как видим, не предусмотренные Планом ФХД расходы, направленные на выполнение задания, могут осуществляться бюджетным учреждением за счет средств субсидии на выполнение задания при уточнении Плана ФХД - уменьшении объема каких-либо запланированных ранее, но не осуществленных расходов*(1). При этом корректировка нормативных затрат, используемых при расчете объема субсидии, не требуется.
Если иное не будет прямо предусмотрено учредителем при предоставлении субсидии на выполнение задания, комплексная услуга по организации конференции, оплачиваемая за счет кода КОСГУ 226, может включать и предоставление питания ее участникам. Данное решение не должно привести к невыполнению государственного задания по объемам и (или) качеству оказываемых государственных услуг (выполняемых работ).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Пименов Владимир
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Монако Ольга
15 ноября 2013 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
*(1) Напомним, что специалисты финансового ведомства указывают, что в отношении бюджетных учреждений нецелевое использование средств возникает при использовании их на цели, не предусмотренные Планом ФХД (письмо Минфина России от 08.11.2012 N 02-11-08/4694).
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним