Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

11.12.2013
ВОПРОС:
На какую статью (подстатью) КОСГУ следует отнести приобретение системного блока?
ОТВЕТ:

В целях группировки операций, осуществляемых в секторе государственного управления, применяется Классификация операций сектора государственного управления (КОСГУ).
Перечень кодов КОСГУ, применяемых в настоящее время, приведен в Приложении N 4 к Указаниям, утвержденным приказом Минфина России от 21.12.2012 N 171н (далее - Указания N 171н). Порядок применения статей (подстатей) КОСГУ определяется положениями Раздела V Указаний N 171н.
Отнесение расходов (доходов) на тот или иной код КОСГУ должно осуществляться, прежде всего, исходя из экономического содержания определенной операции.
Согласно Указаниям N 171н расходы на приобретение объектов, которые в дальнейшем в соответствии с действующим порядком ведения бухгалтерского учета могут учитываться в составе нефинансовых активов, относятся на соответствующие статьи группы 300 "Поступление нефинансовых активов" КОСГУ.
Так, расходы на приобретение объектов, относящихся к основным средствам, осуществляются за счет статьи 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ, а расходы на приобретение объектов, относящихся к материальным запасам - за счет статьи 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ.
Объект имущества обязательно должен приниматься к балансовому учету в качестве отдельного объекта основных средств, если он отвечает условиям отнесения соответствующего вида имущества к обособленным объектам основных средств (такие условия приведены в п.п. 38, 39, 41 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, далее - Инструкция N 157н). В частности, объект должен:
1) принадлежать учреждению на праве оперативного управления;
2) предназначаться для использования в деятельности организации;
3) иметь срок полезного использования более 12 месяцев;
4) предназначаться для выполнения определенных самостоятельных функций.
При этом данные объекты не должны прямо относиться к материальным запасам в соответствии с п. 99 Инструкции N 157н.
Любое решение об отнесении материальных ценностей к соответствующей группе нефинансовых активов (основные средства или материальные запасы) является субъективным - оно основывается на профессиональном суждении конкретных должностных лиц учреждения, в котором будет осуществляться использование (эксплуатация) имущества. Именно поэтому специалисты финансового ведомства указывают: такие решения относятся к компетенции сотрудников госучреждения, которые обладают полной и достоверной информацией, необходимой для их принятия (смотрите, в частности, письмо Минфина России от 27.02.2012 N 02-07-10/534).
Подобное решение принимается при участии специалистов бухгалтерской службы профильной комиссией организации (п. 34 Инструкции N 157н). Согласно требованиям локальных нормативных актов, принятых в учреждении, оно может быть оформлено в письменной форме и должно содержать заключение о выполнении в отношении соответствующих объектов имущества условий учета в качестве отдельных основных средств.
Целесообразно также утвердить в учетной политике учреждения в соответствии с требованиями ст. 8 Закона N 402-ФЗ и п. 6 N 157н, приказами (распоряжениями) руководителя методы оценки отдельных видов имущества и иные решения, необходимые для организации и ведения бухгалтерского учета, в части применения статей КОСГУ по отдельным видам имущества.
Следует отметить, что анализ положений нормативных правовых актов, разъяснений специалистов уполномоченных органов, судебной практики и авторских материалов позволяет выделить следующие возможные варианты организации учета системных блоков:
- системные блоки рассматриваются в качестве запасных (составных) частей компьютеров, являющихся отдельными инвентарными объектами, соответственно их приобретение должно осуществляться за счет статьи 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ.
- системные блоки могут учитываться в качестве самостоятельных объектов основных средств, соответственно их приобретение должно осуществляться за счет статьи 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ.
При выборе второго варианта учета системных блоков учреждению следует быть готовым к отстаиванию своей позиции в суде, так как подобная организация учета зачастую идет вразрез с мнением контролирующих органов.
При этом суды, рассматривая подобные споры, встают как на строну учреждений*(1), так и на сторону контролирующих органов.*(2)
В заключение традиционно напомним, что ответственность за нецелевое использование бюджетных средств не может быть применена в том случае, когда исходя из содержания нормативных документов невозможно с очевидностью установить, на какой код бюджетной классификации участнику бюджетного процесса следовало бы отнести осуществленные им расходы (расходы могли бы быть равным образом отнесены на различные коды бюджетной классификации) (п. 14.1 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23).
И наконец, в ситуациях, подобных рассматриваемой, избежать претензий со стороны органов финансового контроля поможет формирование в учреждении единого подхода к отнесению приобретаемых материальных ценностей к основным средствам или материальным запасам. Иными словами, должны быть исключены случаи, когда аналогичное имущество относится как к основным средствам, так и к материальным запасам.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Учет компьютерной техники в госучреждении.
- Энциклопедия решений. Нецелевое использование бюджетных средств при приобретении нефинансовых активов.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы Московской области 1 класса Левина Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария

19 ноября 2013 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2011 N 08АП-8357/11).
*(2) Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 23.07.2012 N ВАС-8954/12.

Все консультации данной рубрики