Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Налоги
-
17.12.2013
- В рамках маркетинговой политики производственное предприятие проводит семинар-тренинг для дилеров в целях укрепления партнерских отношений и увеличения оптовых продаж. Для проведения мероприятия приобретены рекламные продукты (раздаточный материал, сувенирная продукция, содержащие символику предприятия), оплачено проживание в гостинице, трансфер участников (доставка из аэропорта до гостиницы и из гостиницы до аэропорта), арендован конференц-зал.
Как учесть вышеперечисленные расходы при расчете налога на прибыль? Можно ли расходы на приобретение раздаточного материала, сувенирной продукции учесть как рекламные, зная, что они будут вручены конкретным участникам?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Расходы на приобретение раздаточного материала, сувенирной продукции, содержащих символику Вашей организации, врученных участникам семинара, не могут быть отнесены к рекламным расходам. Данные расходы могут быть учтены в качестве представительских расходов на основании пп. 22 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Расходы, связанные с проживанием, трансфером участников, арендой конференц-зала, могут быть учтены в качестве других расходов, связанных с производством и реализацией, на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ. При этом не исключено, что свою позицию организации придется отставать в судебном порядке.
Обоснование позиции:
В соответствии с пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 ст. 264 НК РФ.
Согласно п. 4 ст. 264 НК РФ к расходам организации на рекламу в целях гл. 25 НК РФ относятся:
- расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;
- расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
- расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.
При этом согласно ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ) реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно письму Федеральной антимонопольной службы от 05.04.2007 N АЦ/4624 в вышеизложенной норме Закона N 38-ФЗ под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о некоем лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена (письмо ФНС России от 05.09.2011 N ЕД-4-3/14401@).
Таким образом, расходы, которые проводятся в рекламных целях, будут относиться к рекламным в случае, если они адресованы неопределенному кругу лиц (смотрите также письмо Минфина России от 24.04.2006 N 03-03-04/1/390).
По нашему мнению, поскольку в рассматриваемой ситуации семинар проводится для определённых заранее лиц - дилеров, следовательно, расходы на его проведение не будут относиться к рекламным.
Вместе с тем в соответствии с пп. 22 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся представительские расходы, связанные с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания сотрудничества, в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 264 НК РФ.
В норме п. 2 ст. 264 НК РФ поименованы расходы, которые относятся к представительским. Ими являются следующие расходы на:
- проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для лиц, указанных в пп. 22 п. 1 ст. 264 НК РФ, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах;
- транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно;
- буфетное обслуживание во время переговоров;
- оплату услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.
При этом отмечено, что к представительским расходам не относятся расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний.
Согласно абзацу 3 п. 2 ст. 264 НК РФ представительские расходы, в течение отчетного (налогового) периода, включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4% от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период.
Рассмотрим возможность отнесения рассматриваемых в вопросе расходов, понесенных организацией, к представительским.
Как следует из письма УФНС России по г. Москве от 30.04.2008 N 20-12/041966.2, специалисты контролирующего органа рассматривают раздачу сувениров, содержащих символику организации, во время официального приема представителям организаций-контрагентов как представительские расходы. При этом расходы в виде стоимости сувениров, не содержащие логотипа организации и безвозмездно передаваемые организациям-контрагентам, не учитываются при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль на основании п. 16 ст. 270 НК РФ.
Основанием для изложенного мнения послужили письма ФНС России от 25.04.2007 N ШТ-6-03/348@ и от 16.08.2004 N 02-5-10/51, Минфина России от 16.08.2006 N 03-03-04/4/136.
Возможность учета сувенирной продукции с символикой организации в расходах для целей налогообложения в качестве представительских расходов подтверждается и арбитражной практикой (постановление ФАС Московского округа от 31.01.2011 N Ф05-16032/2010 по делу N А40-55061/2010).
Учитывая вышеизложенное, полагаем, что расходы на приобретение раздаточного материала и сувениров, содержащих символику Вашей организации, возможно учесть в качестве представительских расходов на основании пп. 22 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Что касается отнесения расходов, связанных с проживанием в гостинице, трансфером участников, арендой конференц-зала для проведения мероприятия к представительским расходам, то уполномоченные органы указывают на невозможность их признания в целях налогообложения прибыли в том числе в качестве представительских.
В п. 2 ст. 264 НК РФ не указаны в качестве представительских такие расходы, как расходы, например, на проживание представителей других организаций, расходы проезд представителей других организаций, а также на аренду зала для проведения мероприятия.
Это позволило официальным органам сделать вывод о том, что подобные расходы, схожие по характеру с представительскими, но не упомянутые в данной норме как представительские, не уменьшают налогооблагаемую прибыль. Об этом, например, указано в письме Минфина России от 01.12.2011 N 03-03-06/1/796: расходы на проживание гостей не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль организаций, так как указанные расходы не предусмотрены положениями п. 2 ст. 264 НК РФ.
В другом письме Минфина России от 12.03.2003 N 04-02-03 сказано, что оплата аренды помещения, в котором организация проводит официальный прием, не может быть отнесена к представительским расходам.
При этом судебная практика складывается в пользу налогоплательщиков: расходы на гостиничное обслуживание и проезд членов официальных делегаций учитываются при налогообложении прибыли. Главное, чтобы из подтверждающих документов четко усматривалось, что приглашающая сторона берет эти расходы на себя и они не могут быть учтены приглашенной стороной в качестве командировочных расходов. Смотрите постановления ФАС Поволжского округа от 31.08.2006 N А65-18519/2005-СА2-22, ФАС Северо-Западного округа от 23.09.2008 N А56-33426/2007, ФАС Западно-Сибирского округа от 01.03.2007 N Ф04-9370/2006(30552-А81-27), ФАС Московского округа от 26.04.2010 N КА-А40/3669-10 и от 09.06.2011 N Ф05-4758/11 по делу N А40-81531/2010.
В постановлении ФАС Московского округа от 23.05.2011 N КА-А40/4584-11 по делу N А40-99409/10-13-522, судом было указано, что расходы на размещение участников официальных мероприятий, на оформление билетов и виз не включены в закрытый перечень представительских расходов, указанный в п. 2 ст. 264 НК РФ, и не могут быть отнесены к представительским расходам, при этом на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ правомерно квалифицированы обществом в качестве других расходов, связанных с производством и реализацией.
В другом постановлении (ФАС Западно-Сибирского округа от 01.03.2007 N Ф04-9370/2006(30552-А81-27)) суд указал, что под обслуживанием понимается и обеспечение жильем человека, прибывшего из другого населенного пункта, следовательно, затраты на проживание в гостинице представителей других организаций относятся к представительским расходам.
Учитывая мнение представителей финансовых органов, а также наличие судебных споров, мы полагаем, что, поскольку рассматриваемые расходы в составе представительских (пп. 22 п. 1 ст. 264 НК РФ) не поименованы, их можно учесть в качестве других расходов, связанных с производством и реализацией, на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ.
При этом, выполняя требования об экономической обоснованности таких расходов (ст. 252 НК РФ), организации нужно будет доказать, что такие расходы направлены на получение доходов (составить документы, из которых будет следовать, что ознакомление дилеров в ходе семинара с деятельностью организации на месте принесет экономический эффект и т.д.). Наличие таких документов, на наш взгляд, обязательно, поскольку мы полагаем, что право на учёт расходов на проживание прибывших участников семинара, на трансфер, аренду помещения в целях налогообложения придётся доказывать налоговой инспекции, а возможно, и в суде.
К сведению:
Конституционный Суд РФ в определениях от 04.06.2007 N 320-О-П и 366-О-П разъяснил основные моменты, связанные с толкованием понятий обоснованности и экономической оправданности расходов и применением норм ст. 252 НК РФ:
- расходы оправданы и экономически обоснованы, если они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. При этом имеет значение лишь цель деятельности, а не ее результат;
- экономическая оправданность расходов не может оцениваться исходя из их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата - целесообразность, рациональность, эффективность финансово-хозяйственной деятельности вправе оценивать лишь сам хозяйствующий субъект, поскольку он осуществляет деятельность самостоятельно и на свой риск. Суды не призваны проверять экономическую целесообразность принимаемых налогоплательщиком решений в сфере бизнеса;
- все произведенные организацией расходы изначально предполагаются обоснованными. Доказывать их необоснованность должны именно налоговые органы.
Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
- Энциклопедия решений. Учет представительских расходов.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Графкин Олег
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Мягкова Светлана
25 ноября 2013 г.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним