Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Налоги

18.12.2013
ВОПРОС:
В договоре и актах стоит печать, содержащая только наименование организации и ее структурного подразделения, а также надпись "Для типовых документов с клиентами"; основной государственный регистрационный номер (ОГРН) не указан.
Правомерно ли использование такой печати? Какие при этом возможны налоговые риски?
ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В рассматриваемом случае возможно использовать печать, на которой не указан основной государственный регистрационный номер, а также содержится надпись "Для типовых документов с клиентами".

Обоснование позиции:
В силу п. 1 ст. 160 ГК РФ сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами.
В абзаце 3 п. 1 ст. 160 ГК РФ говорится, что законом, иными правовыми актами и соглашением сторон могут устанавливаться дополнительные требования, которым должна соответствовать форма сделки, в том числе совершение на бланке определенной формы, скрепление печатью и т.п.
Следовательно, проставление печати на документах, подтверждающих совершение сделки, носит обязательный порядок в случаях, предусмотренных правовыми актами, или же если стороны согласуют такой порядок, указав об этом, например, в тексте договора. Данное мнение подтверждается арбитражной практикой (смотрите, например, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 03.03.2009 N А29-3632/2008(Т-36395/2008), ФАС Московского от 05.03.2008 N КГ-А40/862-08).
Как определено в п. 3.25 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 6.30-2003 "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов" (принят и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 03.03.2003 N 65-ст, далее - ГОСТ Р 6.30-2003), оттиск печати заверяет подлинность подписи должностного лица на документах, удостоверяющих права лиц, фиксирующих факты, связанные с финансовыми средствами.
При этом оттиск печати не восполняет недостатки оформления документов (постановление ФАС Центрального округа от 19.09.2012 N Ф10-2896/12).
Однако среди обязательных реквизитов первичного учетного документа, перечисленных в части 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ), печать отсутствует. Поэтому, как с позиции гражданского, так и с позиции бухгалтерского законодательства, наличие печати на документах, подтверждающих исполнение заключенных договоров, не является обязательным.
Согласно п. 5 ст. 2 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" общество должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения.
Как видим, действующее законодательство не предусматривает, чтобы печать общества с ограниченной ответственностью имела такой реквизит как основной государственный регистрационный номер (ОГРН).
По мнению работников налоговых органов (смотрите материал: Вопрос: В каких печатях необходимо обязательно указывать ОГРН (основной государственный регистрационный номер)? (Управление ФНС по Ростовской области, 19 апреля 2010 г.)), указания ОГРН на простых печатях и штампах (кроме печатей с гербовой символикой) также не требуется.
Кроме того, законодательством не ограничены количество печатей, которые может иметь организация, их назначение, а также возможность нанесения на печать дополнительной информации (смотрите, например, постановления ФАС Поволжского округа от 29.06.2009 N А06-6474/2008, Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2009 N 18АП-3145/2009, Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2009 N 20АП-356/2009, Девятого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2008 N 09АП-8101/2008).
Учитывая изложенное, полагаем, что общество с ограниченной ответственностью может иметь несколько печатей, в том числе различных.
В то же время считаем, что виды и количество печатей, применяемых в организации, порядок их учета, хранения и использования должны быть закреплены во внутренних инструкциях организации (смотрите также письмо Минфина России от 18.11.2011 N 03-02-07/1-397).
При этом, если печать соответствует требованиям законодательства, т.е. является круглой, содержит полное наименование организации на русском языке и указание на место нахождения, то такая печать может использоваться для скрепления, в частности, договоров, актов выполненных работ (оказанных услуг) независимо от наличия на печати дополнительной информации (например, надписи "Для типовых документов с клиентами").
Соответственно, использование такой печати в рассматриваемом случае, по нашему мнению, правомерно.
Пункт 2 ст. 252 НК РФ предусматривает, что расходы признаются в целях налогообложения прибыли в том числе при условии их соответствующего документального подтверждения. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).
Работники финансового ведомства (смотрите, например, письма Минфина России от 01.11.2013 N 03-03-06/1/46664, от 22.10.2013 N 03-03-06/1/44091, от 05.08.2013 N 03-03-06/1/31261, от 22.02.2013 N 03-03-06/1/5002) приходят к выводу, что подтверждением данных налогового учета могут быть первичные учетные документы, соответствующие требованиям ст. 9 Закона N 402-ФЗ.
Принимая во внимание, что Закон N 402-ФЗ не обязывает экономических субъектов проставлять печати на первичных учетных документах, на наш взгляд, наличие на актах оказанных услуг печати без ОГРН исполнителя с большой долей вероятности не будет являться основанием для признания расхода необоснованным.
К сожалению, нам не удалось обнаружить разъяснений уполномоченных органов по подобным ситуациям.
Что касается арбитражной практики, то в постановлении ФАС Московского округа от 11.03.2004 N КА-А40/1164-04 судьи пришли к выводу, что несоответствие документов, представленных налогоплательщиком, положениям п. 3.25 ГОСТ Р 6.30-2003, не влияет на существо налоговых правоотношений.
В то же время в постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 12.01.2012 N 10АП-8820/11 судьи с учетом совокупности факторов (в том числе, и наличие на первичных документах печатей, не содержащие данных об ОГРН поставщиков) пришли к выводу о том, что покупатель не проявил должной осмотрительности и осторожности в выборе поставщика. Однако такое судебное решение носит единичный характер. Остальная судебная практика говорит о том, что налоговые органы предъявляют претензии в случаях, когда печати на первичных документах отсутствуют вообще.
На наш взгляд, отсутствие обширной арбитражной практики по ситуациям, подобным Вашей, свидетельствует о том, что признание заказчиком расходов, первичные документы по которым заверены исполнителем печатью с надписью "Для типовых документов с клиентами" и без указания ОГРН, не приведет к спорам с налоговыми органами.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член МоАП Завьялов Кирилл

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена

27 ноября 2013 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики