Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Гражданское право

18.12.2013
ВОПРОС:
Государственное бюджетное образовательное учреждение (г. Москва) планирует сдать в аренду (по согласованию с собственником) медицинской организации часть нежилого помещения, которое находится в оперативном управлении данного учреждения.
На основании каких нормативных документов должна определяться стоимость аренды?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Указанный в вопросе договор аренды заключается по цене, определенной независимым оценщиком.

Обоснование вывода:
Заключение договоров аренды в отношении государственного недвижимого имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным бюджетным учреждениям, по общему правилу должно осуществляться по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров (ч.ч. 1, 3 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ)). Исчерпывающий перечень исключений из этого правила установлен положениями ст. 17.1 N 135-ФЗ. В частности, согласно п. 1 ч. 3.2 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ без проведения торгов заключаются договоры аренды с медицинскими организациями для охраны здоровья обучающихся и работников организаций в отношении государственного имущества государственных организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Ни специального порядка заключения таких договоров, ни требований к его условиям (в том числе и об арендной плате) Закон N 135-ФЗ не устанавливает.
Из ст. 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" следует, что в тех случаях, когда предоставление в аренду имущества, закрепленного за государственными учреждениями на праве оперативного управления, требует согласия собственника, обязательным является проведение независимой оценки. При этом, несмотря на обязательность привлечения оценщика, указанная в отчете об оценке стоимость по общему правилу носит лишь рекомендательный характер и не является обязательной (ст. 12 указанного Закона, п. 3 Информационного письма ВАС РФ от 30.05.2005 N 92).
В силу ст.ст. 296, 298 ГК РФ бюджетные учреждения распоряжаются находящимся в их оперативном управлении недвижимым имуществом только с согласия собственника. Очевидно, что собственник имущества, как лицо, от решения которого зависит то, будет ли заключен учреждением договор, вправе устанавливать и требования к условиям этого договора.
В отношении бюджетных учреждений г. Москвы полномочия собственника, связанные с согласованием сделок по распоряжению недвижимым имуществом, осуществляет Департамент городского имущества города Москвы (п. 4.2.44 Положения, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП).
Пунктом 2.3 распоряжения Департамента имущества г. Москвы от 03.10.2011 N 2244-р установлено, что при заключении возмездных договоров устанавливается рыночная ставка арендной платы за пользование имуществом, если иное не установлено нормативно-правовыми актами Российской Федерации и города Москвы (смотрите также приложения 1 и 2 к Положению, утвержденному упомянутым распоряжением, из которых следует, что и в письме-заявлении на дачу согласия, и в самом согласии Департамента имущества города Москвы на заключение договора указывается ставка арендной платы за 1 кв. м в год с учетом НДС, определенная на основании заключения независимого оценщика).
Таким образом, для заключения договора аренды организации необходимо предварительное проведение независимой оценки объекта аренды. И именно на основании результатов такой оценки, отраженных в отчете оценщика, устанавливается ставка арендной платы.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Котыло Игорь

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

29 ноября 2013 г.

Все консультации данной рубрики