Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бухучет и отчетность

27.12.2013
ВОПРОС:
Организация занимается производством косметической продукции, применяет общий режим налогообложения. Производственный процесс является позаказным. Применяется одноразовая упаковка. На выпускаемую организацией косметическую продукцию отсутствуют технические условия и ГОСТ. Технические условия (рецептура) производства отдельных видов косметической продукции, запущенных в производство, не изменяются.
Как должен быть организован документооборот при списании сырья и упаковки в производство и при учете технологических потерь?
ОТВЕТ:

Документооборот при списании сырья в производство

 

Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. При этом первичные учетные документы должны составляться по формам, утвержденным руководителем организации (ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ), и содержать все обязательные реквизиты, установленные ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ.

Что касается налогового учета, то одним из обязательных условий признания затрат, понесенных организацией, при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль является их документальная подтвержденность (п. 1 ст. 252 НК РФ). При этом под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы.

Также напомним, что подтверждением данных налогового учета являются, в частности, первичные учетные документы (включая справку бухгалтера) (ст. 313 НК РФ).

Иными словами, первичные учетные документы, оформленные в соответствии с требованиями Закона N 402-ФЗ, являются подтверждающими документами как в целях бухгалтерского учета, так и в целях применения главы 25 НК РФ.

В соответствии с п. 100 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н (далее - Методические указания), первичными учетными документами по отпуску материалов со складов в подразделения организации являются:

- лимитно-заборная карта (может быть разработана на основе типовой межотраслевой формы N М-8);

- требование-накладная (может быть разработано на основе типовой межотраслевой формы N М-11);

- накладная (может быть разработана на основе типовой межотраслевой формы N М-15).

Вместе с тем, исходя из конкретных условий деятельности, организация может применять и иные первичные учетные документы.

Отметим, что согласно Методическим указаниям лимитно-заборная карта предназначена для отпуска материалов, систематически потребляемых для изготовления продукции (выполнения работ и услуг), а также для контроля за соблюдением лимитов. Она является оправдательным документом для списания материальных ценностей со склада (п. 100 Методических указаний). Указанный документ выписывается подразделениями организации сроком на один месяц. При небольших объемах отпуска материалов он может выписываться на квартал.

Если расходование сырья (материалов) в организации не лимитируется или потребность цехов (участков) в них возникает периодически, отпуск материалов со склада рекомендуется осуществлять по требованиям-накладным. По этой же форме оформляется движение материалов внутри организации между структурными подразделениями или материально ответственными лицами, а также операции по сдаче на склад остатков неизрасходованных материалов (если не применяются лимитно-заборные карты).

Накладная на отпуск материалов на сторону может быть использована для учета отпуска материальных ценностей хозяйствам (цехам) своей организации, расположенным за пределами ее территории, или сторонним организациям на основании договоров (например, договора на передачу в переработку давальческого сырья).

Обратите внимание, что все вышеуказанные первичные документы подтверждают только факт передачи материалов подразделениям (цехам) организации, но не факт их использования.

В целях методологически правильного бухгалтерского учета и повышения эффективности системы внутреннего контроля за расходом материалов, а также за движением остатков неизрасходованных материалов непосредственно в производственных цехах на основании внутреннего нормативно-правового акта (учетной политики, графика документооборота и т.д.) организация может установить обязанность отчета последних в цепочке материально ответственных лиц перед бухгалтерией (п.п. 90, 93, 98 Методических указаний).

В соответствии с п. 98 Методических указаний на те материалы, которые были фактически использованы в процессе производства, получатель материалов составляет акт расхода, в котором указываются наименование, количество, учетная цена и сумма по каждому наименованию, номер (шифр) и (или) наименование заказа (изделия, продукции), для изготовления которого они израсходованы, в необходимых случаях указывается количество изготовленной продукции.

Таким образом, акт на списание материалов в производство является документом, подтверждающим факт использования материалов в производственных целях. При этом во внутреннем нормативно-правовом акте организации следует установить форму акта на списание материалов, а также перечень подразделений (цехов), для которых он предусмотрен.

На наличие акта на списание материалов в составе первичных документов по учету материалов также указывает и судебная практика (смотрите, например, постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2009 N 20АП-1770/2009).

Как указывалось ранее, исходя из конкретных условий деятельности, организация может применять иные первичные учетные документы, помимо тех, что прямо поименованы в Методических указаниях.

В частности, для подтверждения обоснованности производственных затрат помимо вышеназванных документов могут использоваться технологические карты и описания технологического процесса.

Отметим, что сфера применения вышеназванных документов, их формы нормативно не установлены. Они самостоятельно разрабатываются сотрудниками организации, в число обязанностей которых входит контроль над технологическим процессом производства, и подписываются уполномоченными руководством этой организации лицами (например, главным технологом). При этом для отдельных отраслей созданы методические рекомендации по формированию технологических карт (смотрите, например, Методические рекомендации по разработке и оформлению технологической карты МДС 12-29.2006 для выполнения строительных работ). Однако нам не удалось найти аналогичного документа, предназначенного для применения при производстве косметической продукции.

К сожалению, нами не найдено разъяснений официальных органов, в которых бы прямо указывалось на возможность применения технологических карт (описаний технологического процесса) в целях обоснования и документального подтверждения производственных затрат. При этом специалисты Минфина и ФНС России неоднократно подтверждали, что организация вправе использовать технологические карты, сметы технологического процесса и иные аналогичные документы в целях подтверждения экономической обоснованности расходов в виде технологических потерь в налоговом учете (смотрите, например, письма Минфина России от 31.01.2011 N 03-03-06/1/39, от 01.10.2009 N 03-03-06/1/634, от 14.08.2007 N 03-03-05/218, УФНС России по г. Москве от 21.02.2012 N 16-15/014825@, от 18.02.2008 N 20-12/015184).

В письме Минфина России от 27.03.2006 N 03-03-04/1/289 также указывалось, что необходимость составления технологической карты, сметы технологического процесса или иного аналогичного документа обуславливается особенностью технологического процесса. Если организация не составляет технологическую карту или иной аналогичный документ, подтверждением расходов в виде технологических потерь являются отраслевые нормативные акты, в том числе ГОСТы, расчеты и исследования технологических служб организации либо иные лимиты, регламентирующие ход технологического процесса.

Вами сообщено, что на выпускаемую Вами косметическую продукцию отсутствуют технические условия и ГОСТы. Соответственно, учитывая описанную позицию официальных органов, для подтверждения экономической обоснованности производственных затрат Вам следует использовать технологические карты, сметы технологического процесса, расчеты и исследования технологических служб либо иные документы, регламентирующие ход, устанавливающие особенности технологического процесса.

Полагаем, что в указанный документ также целесообразно включить следующую информацию:

- порядок расчета объемов отходов производства, их квалификацию на возвратные и безвозвратные;

- способ утилизации безвозвратных расходов;

- ориентировочный перечень затрат на утилизацию;

- нормативы технологических потерь при производстве продукции.

Также приказом по организации (иным локальным нормативным документом) следует утвердить:

- нормы (лимиты) расхода основных материалов на единицу выпускаемой продукции;

- периодичность подтверждения (при необходимости - корректировки) указанных нормативов;

- методику определения нормативов (например, путем проведения замеров).

Отметим, что периодичность подтверждения норм (лимитов) расхода основных материалов на единицу выпускаемой продукции законодательно не урегулирована. Следовательно, организации нужно принять решение о периодичности такого подтверждения исходя из особенностей (сложности) своего производственного процесса. Если (как в рассматриваемой ситуации) технология производства (рецептура) отдельных видов косметической продукции, равно как и производственное оборудование, не меняется, то полагаем, что организация вправе не производить периодических подтверждений установленных нормативов (до того момента, как произойдет изменение какого-либо производственного фактора: приобретено новое оборудование, запущено производство нового продукта и т.д.), обосновав целесообразность данного решения внутренним документом.

Что касается описания технологического процесса, то такой сводный документ, с нашей точки зрения, полезен в целях обеспечения стандартизации и оптимизации технологического процесса на предприятии, определения способов снижения производственных затрат, безопасного выполнения производственных работ, при обучении новых сотрудников производственного подразделения и т.д. В то же время если процесс производства продукции не является технически сложным, то, возможно, для обеспечения технологического процесса будет достаточно внутренних документов, регламентирующих отдельные его этапы и позволяющих калькулировать себестоимость продукции, а составление сводного стандарта, описывающего алгоритм выполнения работ на всех стадиях производственного процесса, окажется излишним.

 

Документооборот при списании упаковки в производство

 

В соответствии с ГОСТом 17527-2003 "Упаковка. Термины и определения", введенным в действие постановлением Госстандарта Российской Федерации от 09.03.2004 N 85-ст, упаковка представляет собой средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции от повреждения и потерь, от воздействия окружающей среды и загрязнений в процессе транспортировки, хранения и реализации. Причем основным элементом любой упаковки выступает тара - емкость, в которую помещается продукция.

В зависимости от степени использования различают тару многократного и однократного использования.

Отметим, что в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации не было предусмотрено специфических форм документов, предназначенных для учета движения тары (упаковки) однократного использования.

Следовательно, при списании тары однократного использования в производство могут быть использованы те же первичные учетные документы, что и при списании материалов (порядок их применения был рассмотрен нами выше):

- лимитно-заборная карта (может быть разработана на основе типовой межотраслевой формы N М-8);

- требование-накладная (может быть разработано на основе типовой межотраслевой формы N М-11);

- накладная (может быть разработана на основе типовой межотраслевой формы N М-15).

Вместе с тем полагаем, что организация вправе самостоятельно разработать формы первичных документов, предназначенных непосредственно для списания в производство тары однократного использования. При этом обязательным условием является соблюдение норм ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ.

Полагаем, что при составлении технологической карты, сметы технологического процесса также целесообразно установить порядок использования в производстве упаковки (тары) однократного использования, закрепить нормативы технологических потерь (если таковые имеются), возникающих при использовании упаковки.

Рекомендуем дополнительно ознакомиться со следующими материалами:

- Энциклопедия решений. Учет технологических потерь при производстве и (или) транспортировке;

- Энциклопедия решений. Учет отпуска материалов в производство.

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Самойлюк Ольга

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, член МоАП Горностаев Вячеслав

9 декабря 2013 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики