Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Налоги

16.01.2014
ВОПРОС:
Организация, применяющая общую систему налогообложения, имеет в собственности здание, которое использует для торговли товарами. Организация планирует провести в здании капитальный ремонт (замена полов, потолочных покрытий, ремонт стен с переносом ненесущих перегородок). Ремонт будет проводиться как собственными силами, так и с привлечением подрядчиков.
Какие документы необходимы для учета затрат на ремонт в целях налогообложения прибыли? Можно ли учесть затраты единовременно?
ОТВЕТ:

Налоговый учет расходов на ремонт

 

В целях исчисления налога на прибыль важно правильно квалифицировать произведенные работы (являются ли они капитальным ремонтом или реконструкцией), поскольку от этого зависит способ их признания в налоговом учете (в составе текущих расходов или путем начисления амортизации).

Согласно п. 1 ст. 260, п. 5 ст. 272 НК РФ расходы на ремонт основных средств (далее также - ОС), произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены (вне зависимости от их оплаты), в размере фактических затрат. При этом налоговое законодательство при определении налоговой базы не ставит расходы, связанные с ремонтом, в зависимость от вида произведенного ремонта (текущего, среднего или капитального) или способа его осуществления (хозяйственный или подрядный) (письмо Минфина России от 03.11.2006 N 03-03-04/1/718).

В целях главы 25 НК РФ к реконструкции относится переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции. Расходы организации на реконструкцию объекта основных средств увеличивают его первоначальную стоимость и включаются в расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, посредством начисления амортизации (п. 2 ст. 257 НК РФ).

Обращаем внимание, что налоговое законодательство не разъясняет, какие непосредственно работы относятся к ремонту ОС.

При этом п. 1 ст. 11 НК РФ установлено, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.

Определение капитального ремонта дано в Градостроительном кодексе РФ. Капитальным ремонтом объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов*(1)) является замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов (п. 14.2 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).

Под реконструкцией объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) Градостроительный кодекс РФ подразумевает изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройку, перестройку, расширение объекта капитального строительства, а также замену и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов (п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).

Представители Минфина России при определении терминов "капитальный ремонт" и "реконструкция" рекомендуют руководствоваться, в частности, Положением о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений МДС 13-14.2000, утвержденным постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 N 279 (далее - Положение N 279) (письмо Минфина России от 23.11.2006 N 03-03-04/1/794).

Кроме того, представители Минфина России рекомендуют для более детальной конкретизации понятия "реконструкция" обращаться в Министерство регионального развития РФ (письмо Минфина России от 15.02.2012 N 03-03-06/1/87).

Согласно п. 3.11 Положения N 279 к капитальному ремонту производственных зданий и сооружений относятся такие работы, в процессе которых производится смена изношенных конструкций и деталей зданий и сооружений или замена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов, за исключением полной смены или замены основных конструкций, срок службы которых в зданиях и сооружениях является наибольшим (каменные и бетонные фундаменты зданий и сооружений, все виды стен зданий, все виды каркасов стен, трубы подземных сетей, опоры мостов и др.). Перечень работ по капитальному ремонту приведен в Приложении 8 (далее - Перечень) к Положению N 279.

Таким образом, из норм законодательства следует, что капитальный ремонт основных средств производится в целях сохранения их первоначальных характеристик, улучшения эксплуатационных возможностей, а реконструкция направлена увеличение (улучшение) этих характеристик или на создание новых. После проведения ремонтных работ не меняется технологическое (служебное) назначение основных средств, не происходит усовершенствование производства и не повышаются его технико-экономические показатели (смотрите дополнительно письмо Минфина России от 13.12.2010 N 03-03-06/1/772).

В рассматриваемой ситуации организация планирует произвести в здании работы по замене полов, потолочных покрытий, ремонту стен с переносом ненесущих перегородок.

Согласно Перечню частичная (более 10% общей площади пола в здании) или сплошная смена всех видов полов и их оснований относится к капитальному ремонту. Признаются работами по капитальному ремонту зданий также замена в здании изношенных перегородок на более прогрессивные конструкции всех видов перегородок, а также частичная перепланировка с увеличением общей площади перегородок не более 20%. Ремонт штукатурки потолков с предварительной отбивкой штукатурки (до 10% оштукатуренной поверхности стен и потолков), согласно Приложению 3 к Положению N 279, относится к работам по текущему ремонту.

Как мы поняли из вопроса, организация не предполагает менять назначение ремонтируемого помещения, оно и дальше будет использоваться для торговли. Этот факт, по нашему мнению, является также аргументом в пользу того, что планируемые работы не являются реконструкцией, а относятся к ремонтным.

Аналогичную позицию занимают представители Минфина России в письмах от 24.03.2010 N 03-03-06/4/29, от 18.04.2006 N 03-03-04/1/358 при рассмотрении вопросов по схожим ситуациям.

Таким образом, учитывая изложенное, считаем, что стоимость работ по замене полов, потолочных покрытий, ремонту стен с переносом ненесущих перегородок, организация вправе учесть в целях налогообложения прибыли единовременно в составе расходов на капитальный (текущий) ремонт основных средств.

Однако следует обратить внимание, что на практике, при проверках, в случае проведения организацией перепланировки помещений, сноса и монтажа перегородок (независимо от уменьшения или увеличения их общей площади), налоговые органы квалифицируют такие работы как реконструкцию помещения.

Мнение налоговых органов о том, что расходы организации, понесенные в связи с перепланировкой, как в целом здания, так и его отдельных помещений, увеличивают первоначальную стоимость здания, отражено, в частности, в письме УФНС России по г. Москве от 19.09.2007 N 20-12/089231.1.

При этом анализ арбитражной практики показывает, что, в зависимости от конкретной рассматриваемой ситуации, выводы судов по данному вопросу могут быть различными.

Например, в отдельных случаях, если имело место увеличение количества помещений, изменилось качество инженерно-технического обеспечения объекта недвижимости, увеличилась энергетическая нагрузка, изменилось назначение объекта в целом (либо отдельных помещений объекта), суды соглашаются с налоговыми органами в том, что работы по перепланировке следует квалифицировать как реконструкцию (постановления ФАС Уральского округа от 27.06.2011 N Ф09-9075/10-С3, ФАС Поволжского округа от 21.09.2010 N А65-33483/2009, ФАС Московского округа от 06.08.2007 N КА-А40/7305-07-А).

В то же время некоторые суды указывают, что перепланировка сама по себе не определяет характера работ и может быть элементом как реконструкции, так и капитального ремонта. Понятие "перепланировка" не содержится в нормах п. 2 ст. 257 НК РФ как элемент, определяющий наличие соответственно "реконструкции" или иных работ, стоимость которых должна относиться на увеличение первоначальной стоимости основного средства. Перераспределение площади помещений внутри здания не является согласно положениям НК РФ основанием для признания работ реконструкцией. Перепланировка здания может и не приводить к изменению его основных технико-экономических показателей (например, к увеличению общей площади) в целом, равно как и к изменению его технологического (служебного) назначения (постановления ФАС Уральского округа от 21.07.2011 N Ф09-4274/11, ФАС Центрального округа от 30.12.2010 N А68-1971/10, ФАС Московского округа от 07.09.2009 N КА-А40/6263-09). Аналогичное мнение высказано в постановлениях ФАС Уральского округа от 19.09.2012 N Ф09-8315/12, ФАС Северо-Кавказского округа от 20.03.2012 N А53-21781/2010, ФАС Северо-Западного округа от 07.11.2006 N А56-13460/04, от 25.09.2006 N А56-28039/2005, ФАС Московского округа от 28.09.2006 N КА-А40/7292-06. Стоит отметить, что суды, принимая решение в пользу налогоплательщика, учитывают то обстоятельство, что налоговая инспекция не представила доказательств того, что произведенные работы повлекли переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществлялись по проекту реконструкции основных средств.

Учитывая неоднозначность приведенной арбитражной практики, полагаем, что при единовременном учете в расходах в целях исчисления налога на прибыль стоимости работ по перепланировке помещений здания существует вероятность возникновения претензий налоговых органов и данную позицию организации, возможно, придется отстаивать в судебном порядке.

В качестве доказательств того, что работы по перепланировке являются ремонтом, организация может заказать техническую экспертизу состояния объекта и строительно-ремонтной документации. Результаты данных исследований помогут подтвердить, что в результате ремонтно-строительных работ основные технико-экономические показатели здания в целом не изменились.

Так, в постановлении ФАС Московского округа от 24.11.2008 N КА-А40/10938-08 судьи, признавая произведенные налогоплательщиком расходы ремонтными, учли тот факт, что в договорах, сметах, актах выполненных работ отсутствуют какие-либо сведения об улучшении (повышении) ранее принятых нормативных показателей функционирования здания (срок полезного использования, мощность, качество применения и т.п.) или об изменении технико-экономических показателей здания (количества и площади помещений, строительного объема и общей площади здания, вместимости, пропускной способности и т.д.). Основанием для выполнения ремонтных работ послужили результаты обследования Технической службой налогоплательщика соответствия текущего состояния показателей нормативным показателям функционирования здания и оценки рисков потерь от их ухудшения.

Напоминаем, что любые расходы организации, в том числе и на ремонт, в первую очередь должны удовлетворять требованиям, предъявляемым к расходам ст. 252 НК РФ, согласно которой расходы принимаются в уменьшение налогооблагаемой прибыли только в случае, если они признаются экономически обоснованными, документально подтвержденными и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

 

Документальное оформление ремонтных работ

 

В силу п. 1 ст. 252 НК РФ под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, в частности, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ.

Все формы первичных учетных документов утверждаются руководителем экономического субъекта, а разрабатываются лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ)).

Закон N 402-ФЗ не предусматривает обязательного применения документов, которые содержатся в альбомах унифицированных форм. Однако при разработке собственных первичных учетных документов организации могут в качестве образца использовать и унифицированные формы, утвержденные Госкомстатом России.

Первичные учетные документы принимаются к учету, если они содержат обязательные реквизиты, указанные в ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ. При составлении собственных документов можно воспользоваться правилами по оформлению документов, приведенными в ГОСТ Р 6.30-2003 "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов".

Документами, подтверждающими ремонтный характер работ, могут быть:

- положение организации о ремонтах, в котором четко прописано, какие виды работ относятся к капитальному ремонту (виды работ должны соответствовать Перечню);

- приказ на осмотр здания, акт технического обследования объекта с указанием обнаруженных дефектов, мер по их устранению и сроков выполнения, дефектная ведомость;

- сметная и техническая документация на проведение ремонта, договоры на ремонтные работы, акты приемки-передачи выполненных работ, счета-фактуры, платежные поручения (письмо Минфина России от 06.03.2007 N 03-03-06/1/149).

При проведении ремонта собственными силами подтверждающими документами будут также являться первичные документы по передаче материалов в ремонт (например требование-накладная по форме М-11), начислению оплаты труда.

Независимо от способа проведения ремонта (хозяйственным или подрядным способом) считаем целесообразным после завершения ремонта оформить также Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств. При этом организация может воспользоваться унифицированной формой N ОС-3, утвержденной Постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 N 7 (либо разработать на основе акта N ОС-3 собственную форму документа).

В случае проведения ремонта подрядным способом (с привлечением специализированной организации) расходы признаются в соответствии с п. 2 ст. 272 НК РФ на дату подписания организацией акта приемки-передачи работ по ремонту объекта. При осуществлении ремонта хозяйственным способом на основании ст. 272 НК РФ расходы, понесенные организацией, признаются для целей налогообложения на дату списания строительных материалов на выполнение ремонтных работ, на дату начисления заработной платы рабочим, занятым на ремонтных работах, на дату признания начисленной амортизации (по основным средствам, используемым для проведения ремонта) и т.д.

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор Овчинникова Светлана

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Королева Елена

23 декабря 2013 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.


*(1) Согласно п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ к линейным объектам относятся линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Все консультации данной рубрики