Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Гражданское право

22.01.2014
ВОПРОС:
При заполнении документов, представляемых на государственную регистрацию юридического лица, была допущена ошибка.
Возможен ли отказ заявителя от регистрации с возвратом ему ранее представленных документов?
ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Документы, представленные на государственную регистрацию юридического лица, не могут быть возвращены регистрирующим органом заявителю без рассмотрения, в том числе по инициативе заявителя.

 

Обоснование позиции.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) государственная регистрация юридического лица осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Как следует из ст.ст. 11, 23 Закона N 129-ФЗ, по результатам рассмотрения документов орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, принимает одно из двух решений: о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации.

Согласно п. 3 ст. 9 Закона N 129-ФЗ в день получения документов, представленных заявителем, регистрирующим органом указанному лицу выдается расписка в получении документов с указанием их перечня и даты их получения. Пункт 3.1 той же статьи обязывает регистрирующий орган обеспечивать учет и хранение всех представленных в соответствии с этим федеральным законом документов в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Как указано в п.п. 11 и 13 Правил ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений (утверждены постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 438, далее - Правила), Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) на бумажных носителях состоит в том числе из регистрационных дел юридических лиц, в которые в порядке поступления включаются все документы, представленные при государственной регистрации юридического лица и внесении изменений в ЕГРЮЛ. Согласно п. 12 Правил в книгу учета государственной регистрации юридических лиц, которая ведется регистрирующим органом (далее - книга учета), при обращении заявителей в целях государственной регистрации вносятся:

- сведения о заявителе, представившем документы для государственной регистрации (фамилия, имя, отчество, ИНН (при его наличии), данные документа, удостоверяющего личность, место жительства);

- полное наименование юридического лица;

- дата получения и реквизиты соответствующего заявления (уведомления, сообщения);

- дата принятия и номер решения о государственной регистрации либо об отказе в регистрации;

- дата внесения записи в государственный реестр;

- государственный регистрационный номер записи;

- номер регистрационного дела;

- реквизиты документа, выданного (отправленного) заявителю, и дата его выдачи (отправки).

Причем, как следует из п. 3 ст. 11 Закона N 129-ФЗ, под выданным (отправленным) документом в контексте п. 12 Правил понимается документ, подтверждающий факт внесения записи в ЕГРЮЛ.

Ни Закон N 129-ФЗ, ни Правила не предусматривают возможности возврата заявителю по его требованию документов, представленных на государственную регистрацию. Пункт 12 Правил не указывает на возможность регистрации в книге учета заявления о возврате (отзыве) документов, представленных на государственную регистрацию, без рассмотрения их регистрирующим органом. Напротив, из вышеизложенного следует, что с момента поступления документов в регистрирующий орган появляются основания для включения их в регистрационное дело юридического лица. Выдача заявителю документов, содержащихся в регистрационном деле, допускается только в виде копий по запросу заинтересованного лица в порядке, предусмотренном п. 20 Правил.

Следует также заметить, что предоставление государственных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами, структура которых содержит состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения (ст. 12 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"). В отношении государственной регистрации юридических лиц приказом Минфина России от 22.06.2012 N 87н утвержден Административный регламент предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств (далее - Регламент). В рамках административной процедуры рассмотрения представленных в инспекцию документов и принятия решения о государственной регистрации либо решения об отказе в государственной регистрации (п.п. 77-82 Регламента) названный Регламент не предусматривает действий, связанных с приемом от заявителя заявления о возврате (отзыве) документов, представленных на государственную регистрацию, и их возвратом заявителю.

Наконец, считаем необходимым отметить, что, как подчеркивает судебная практика, Закон N 129-ФЗ строго регламентирует действия регистрирующего органа и его должностных лиц, связанные с государственной регистрацией. Эти действия заключаются либо в государственной регистрации, которая в соответствии со ст. 1 Закона N 129-ФЗ осуществляется посредством внесения в государственные реестры соответствующих сведений, либо в отказе в государственной регистрации, осуществляемом в порядке, предусмотренном ст. 23 этого федерального закона. В связи с этим суды указывают на недопустимость таких действий регистрирующего органа как оставление представленных заявителем документов без рассмотрения или их возврат заявителю без рассмотрения, несмотря на то, что Закон N 129-ФЗ не содержит прямого запрета на такие действия (постановления ФАС Уральского округа от 08.02.2011 N Ф09-11356/10-С4, ФАС Дальневосточного округа от 11.06.2009 N Ф03-2538/2009, ФАС Северо-Западного округа от 12.01.2006 N А42-15115/04-25, апелляционной инстанции Арбитражного суда Красноярского края от 19.10.2006 N А33-12428/2006).

Безусловно, в приведенных постановлениях суды связывали свои выводы с нарушением прав заявителей. Однако в судебной практике имеются примеры, когда суды отказывали в признании незаконным бездействия регистрирующего органа, выразившегося в отказе выдать заявителю экземпляр подлинника учредительных документов с отметкой о государственной регистрации (применительно к редакции п. "в" ст. 12 Закона N 129-ФЗ, действовавшей до 01.07.2011, когда такая обязанность названным федеральным законом предусмотрена не была), обосновывая этот вывод именно отсутствием у регистрирующего органа соответствующей обязанности, предусмотренной законом (постановление ФАС Северо-Западного округа от 28.04.2010 N Ф07-3601/2010).

Следовательно, поскольку обязанность регистрирующего органа вернуть без рассмотрения представленные документы по требованию заявителя законом не предусмотрена, как не предусмотрены порядок и сроки такого возврата, документы, представленные на государственную регистрацию юридического лица, на наш взгляд, не могут быть возвращены заявителю по его требованию.

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Ерин Павел

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Барсегян Артем

27 декабря 2013 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики