Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
22.01.2014
- Бюджетная образовательная организация, являющаяся получателем субсидии на выполнение государственного задания, оказывает платные образовательные услуги населению. В калькуляцию стоимости платной услуги включены затраты на коммунальные расходы, таким образом эти расходы покрываются за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности.
Должны ли данные расходы уменьшить выделенную субсидию на коммунальные расходы, или это "экономия" организации?
Какие проводки необходимо сделать в бухгалтерском учете?
Согласно п. 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ) финансовое обеспечение выполнения бюджетным учреждением государственного (муниципального) задания осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ. Такие субсидии предоставляются в соответствии с абзацем первым п. 1 ст. 78.1 БК РФ.
Согласно прямому требованию абзаца первого п. 1 ст. 78.1 БК РФ размер субсидии, предоставляемой бюджетным учреждениям, рассчитывается на основании:
- нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг;
- нормативных затрат на содержание определенных видов имущества.
В соответствии с п. 6 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ к упоминаемому выше имуществу у бюджетных учреждений относится:
- любое недвижимое имущество;
- особо ценное движимое имущество, закрепленное за учреждениями учредителем или приобретенное ими за счет соответствующих средств, выделенных учредителем.
Порядок определения нормативных затрат определяется на уровне каждого публично-правового образования. Расчет нормативных затрат для бюджетного учреждения на очередной финансовый год, как правило, утверждается учредителем и доводится до учреждения одновременно с государственным (муниципальным) заданием.
Расходы на оплату коммунальных услуг могут учитываться в определенной пропорции при расчете*(1):
- нормативных затрат на оказание единицы государственной (муниципальной) услуги;
- нормативных затрат на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества.
Как уже было указано выше, положения ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ и ст. 78.1 БК РФ прямо предусматривают обязанность органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, предоставить бюджетному учреждению финансовое обеспечение для выполнения задания. При этом размер этого финансового обеспечения должен определяться на основании соответствующих нормативных затрат.
Внимание:
Права учредителя по уменьшению годового объема субсидии бюджетному учреждению на выполнение задания существенно ограничены действующим законодательством - уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении самого задания (п. 3 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ).
Бюджетное учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества (п. 1 ст. 296 ГК РФ). При этом согласно п. 4 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ бюджетное учреждение вправе оказывать в установленном порядке платные услуги с использованием принадлежащего ему на праве оперативного управления имущества.
Вывод:
Факт оказания бюджетным учреждением платных услуг не влияет на размер субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, если эти платные услуги не оказываются в рамках задания. При определении размера платы за услуги в установленном порядке могут учитываться любые экономически обоснованные плановые затраты учреждения, в том числе и расходы на оплату коммунальных услуг, финансовое обеспечение которых осуществляется путем предоставления субсидии. Полученный расчетным путем размер платы используется только в целях расчетов с потребителями платных услуг, а также для планирования приносящей доход деятельности.
Бухгалтерский учет
Согласно п. 134 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, счет 109 00 "Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг" обязательно должен использоваться бюджетными учреждениями в целях учета операций по формированию себестоимости оказываемых ими услуг, в том числе и в рамках выполнения государственного (муниципального) задания.
Конкретный порядок организации учета на данном счете определяется учетной политикой учреждения. При этом должна обеспечиваться возможность сравнения:
1) нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг и фактической себестоимости этих услуг;
2) нормативных затрат на содержание недвижимого, особо ценного движимого имущества и фактических затрат на содержание этого имущества;
3) плановой стоимости платных услуг, выручки от их реализации и фактической себестоимости платных услуг.
Положения Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н (далее - Инструкция N 174н), предусматривают следующий порядок учета затрат на оплату коммунальных расходов, осуществляемых по виду финансового обеспечения "4":
1) списание в дебет счета 4 109 00 223 - в части коммунальных расходов, учитываемых при расчете нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг (п.п. 60, 61 Инструкции N 174н);
2) списание в дебет счета 4 401 20 223 - в части коммунальных расходов, учитываемых при определении нормативных затрат на содержание имущества (абзац четвертый п. 153 Инструкции N 174н).
В свою очередь, все расходы, формирующие себестоимость платной услуги, списываются в дебет счета 4 109 00 000 (п.п. 60, 61 Инструкции N 174н).
При этом с целью сравнения плановой стоимости платных услуг, выручки от их реализации и фактической себестоимости платных услуг на счете 4 401 20 200 может быть обособлена на отдельном субсчете часть расходов, осуществляемых по виду финансового обеспечения "4", но учитываемых при определении стоимости платных услуг.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Пименов Владимир
Ответ прошел контроль качества
24 декабря 2013 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
*(1) Смотрите, например, также Комплексные рекомендации, утвержденные письмом Минфина России от 16.05.2011 N 12-08-22/1959, а также Рекомендации Минфина России от 22 октября 2013 года.
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним