Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

23.01.2014
ВОПРОС:
Является ли обязательным установление при размещении заказов преференций,предусмотренных приказом Министерства экономического развития РФ N 211 от 17.04.2013?
ОТВЕТ:

Установление заказчиком преференций, предусмотренных приказом Министерства экономического развития РФ от 17.04.2013 N 211 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей размещения заказов на поставки товаров для нужд заказчиков" (далее - Приказ), в порядке и на условиях, установленных этим Приказом, было обязательно при размещении заказов путем проведения торгов до 1 января 2014 года в силу закона.

Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) при размещении заказов к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, применяется национальный режим, предусматривающий, что такие товары допускаются для целей размещения заказов на поставки товаров для государственных нужд на равных условиях с товарами российского происхождения, если иное не установлено международным договором РФ, Законом N 94-ФЗ или иными федеральными законами. Одновременно в соответствии с частью 3 той же статьи федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, по поручению Правительства РФ устанавливает условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей размещения заказов на поставки товаров, в частности для тех случаев, когда при размещении заказов на поставки товаров товары российского происхождения имеют приоритет по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, являлось именно Министерство экономического развития РФ (п. 1 Положения об этом министерстве, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 437, в редакции, действовавшей до 1 января 2014 года), и во исполнение вышеприведенных норм Закона N 94-ФЗ им и был утвержден вышеупомянутый Приказ. По смыслу п.п. 3-5 Приказа предусмотренные ими преференции для товаров, происходящих из Российской Федерации и Республики Беларусь, применялись при размещении заказов путем проведения торгов. Если условия допуска для определенной группы товаров установлены, то соответствующие товары, происходящие из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаются для целей размещения заказов с учетом таких условий (ч. 6 ст. 13 Закона N 94-ФЗ).

Напомним, что Закон N 94-ФЗ утратил силу со вступлением в силу Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), то есть с 1 января 2014 года (п. 1 ст. 113, ч. 1 ст. 114 последнего Закона).

Таким образом, установление заказчиком преференций, установленных Приказом, было обязательно при размещении заказов путем проведения торгов до 1 января 2014 года в силу ч.ч. 1, 3, 6 ст. 13 Закона N 94-ФЗ.

Следует учитывать, что установленный п.п. 3-5 Приказа порядок применения преференций не применялся в случаях, перечисленных в п. 6 Приказа:

а) если в рамках одного конкурса (лота) или аукциона (лота) предполагается поставка товаров, только часть из которых включена в перечень товаров, указанных в п. 1 Приказа;

б) конкурс или аукцион признан несостоявшимся и заказчик в соответствии с порядком, предусмотренным Законом N 94-ФЗ, размещает заказ у единственного поставщика;

в) в заявках на участие в конкурсе или аукционе не содержится предложений о поставке товаров российского и (или) белорусского происхождения, указанных в п. 1 Приказа;

г) если участниками аукциона товары иностранного происхождения не предлагались;

д) в рамках одного конкурса (лота) или аукциона (лота) предполагается поставка товаров, указанных в п. 1 Приказа, и участник конкурса или участник аукциона, признанный победителем аукциона, в своей заявке предлагает к поставке товары российского и (или) белорусского и иностранного происхождения, при этом стоимость товаров российского и (или) белорусского происхождения составляет более половины (более 50%) стоимости всех предложенных таким участником товаров.

Заметим также, что ч.ч. 1, 4 ст. 14 Закона N 44-ФЗ аналогично ч.ч. 1, 3, 6 ст. 13 Закона N 94-ФЗ предусмотрена возможность установления условий допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, по поручению Правительства РФ федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы, каковым является также Министерство экономического развития РФ (п. 1 Положения об этом министерстве, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 437 в ныне действующей редакции). Об утверждении таких условий к настоящему моменту нам, к сожалению, ничего не известно.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Чашина Татьяна

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Серков Аркадий

9 января 2014 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики