Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Налоги

28.01.2014
ВОПРОС:
Автопогрузчик куплен и введен в эксплуатацию в 2012 году.
Подлежат ли автопогрузчики государственной регистрации, если они не участвуют в дорожном движении?
Если автопогрузчики подлежат регистрации, но не зарегистрированы, то можно ли списать в этом случае на расходы при исчислении налога на прибыль затраты на амортизацию, ГСМ, ремонт?
Должен ли быть исчислен транспортный налог и налог на имущество?
ОТВЕТ:

Обязанность по уплате того или иного налога непосредственным образом связана с возникновением у налогоплательщика соответствующего объекта налогообложения (п. 1 ст. 38 НК РФ).

 

Налог на имущество организаций

 

В соответствии с п. 1 ст. 373 НК РФ плательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст.ст. 378, 378.1 НК РФ.

Порядок бухгалтерского учета основных средств регламентирован нормами ПБУ 6/01 "Учет основных средств" (далее - ПБУ 6/01).

В соответствии с п. 4 ПБУ 6/01 актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основного средства, если одновременно выполняются следующие условия:

а) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;

б) объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

в) организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;

г) объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Согласно п. 5 ПБУ 6/01 активы стоимостью более 40 000 рублей, в отношении которых выполняются условия, предусмотренные в п. 4 ПБУ 6/01, должны учитываться в составе основных средств.

Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, для обобщения информации о наличии и движении основных средств организации, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации, в аренде, доверительном управлении, предусмотрен счет 01 "Основные средства". Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по счету 01 по первоначальной стоимости.

Таким образом, с момента принятия автопогрузчика в качестве объекта основных средств на учет по счету 01 он учитывается в составе имущества, признаваемого объектом обложения налогом на имущество организаций вне зависимости от отсутствия регистрации в органах гостехнадзора.

Вместе с тем, например, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 03.04.2012 N А56-25929/2011 по делу N А56-25929/2011 судьи встали на сторону налогоплательщика, не включившего не прошедший регистрацию автопогрузчик в состав имущества, облагаемого налогом на имущество. В рассмотренной судом ситуации налогоплательщик, несмотря на ввод автопогрузчика в эксплуатацию, учитывал его на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы" до момента регистрации его в органах гостехнадзора, поскольку считал, что до регистрации первоначальная стоимость автопогрузчика не сформирована, так как плата за регистрацию включается в его первоначальную стоимость.

К сведению:

Отметим, что движимое имущество, принятое с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств, не признается объектом налогообложения (пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ).

В НК РФ не содержится определения понятия "движимое имущество". Соответственно, по правилам п. 1 ст. 11 НК РФ в данном случае следует применять для классификации движимого и недвижимого имущества определения, установленные гражданским законодательством.

Понятия движимого и недвижимого имущества раскрываются в ст. 130 ГК РФ, где, в частности, указано, что к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе.

Регистрация прав на движимые вещи требуется только в случаях, указанных в законе (п. 2 ст. 130 ГК РФ).

 

Транспортный налог

 

Плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ (ст. 357 НК РФ).

Из содержания ст. 358 НК РФ следует, что автопогрузчики, в том числе предназначенные для выполнения погрузочно-разгрузочных работ внутри предприятия без выезда на дороги общего пользования, как таковые, не исключены из объектов обложения транспортным налогом.

Обязанность регистрации транспортных средств (далее - ТС) автовладельцами установлена постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" (далее - Постановление N 938).

При этом, как следует из п. 1 Постановления N 938, обязательность регистрации не распространяется на автомототранспортные средства, трактора, самоходные дорожно-строительные и иные машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания до 50 куб. см (включительно) или максимальной мощностью электродвигателя до 4 кВт.

Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним (утверждены приказом МВД России от 24.11.2008 N 1001) (далее - Правила регистрации) также не распространяются на упомянутые ТС, а также на ТС с максимальной конструктивной скоростью до 50 км/час и прицепы к ним, в том числе предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования (п. 1 Правил регистрации).

В соответствии с п. 2 Постановления N 938 и п. 1.4 Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним (утверждены Минсельхозпродом России 16.01.1995, далее - Правила) регистрацией тракторов, самоходных дорожно-строительных, мелиоративных, сельскохозяйственных и других машин, имеющих рабочий объем двигателя более 50 куб. см и не предназначенных для движения по дорогам общего пользования, занимаются органы гостехнадзора.

Если автопогрузчики имеют рабочий объем двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см, то они подлежат обязательной регистрации в органах Гостехнадзора и облагаются транспортным налогом в общеустановленном порядке.

Если автопогрузчики имеют рабочий объем двигателя внутреннего сгорания не более 50 куб. см и, следовательно, не подлежат государственной регистрации в органах гостехнадзора, то они не являются объектом налогообложения.

Отметим, согласно Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ) (утвержден постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 359) автопогрузчики выведены за рамки вида основных средств с кодом 14 2915020 "Оборудование подъемно-транспортное подвижное (кроме автопогрузчиков)" и выделены как отдельный вид основных фондов с кодом 14 2915540 "Автопогрузчики".

Из вышеизложенного следует, что автопогрузчики, исходя из своих технических характеристик подлежащие обязательной регистрации в соответствии с положениями Постановления N 938 и Правилами регистрации, подлежат обложению транспортным налогом. Об этом, в частности, говорится в письме Минфина России от 17.08.2007 N 03-05-06-04/35.

Следовательно, транспортные средства общества подлежат государственной регистрации в органах государственного технического надзора и в силу этого обстоятельства признаются объектами обложения транспортным налогом.

Уклонение общества от совершения действий по государственной регистрации транспортных средств не освобождает его от уплаты транспортного налога (постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2013 N 17АП-11466/13).

Таким образом, объектом обложения транспортным налогом являются все транспортные средства, которые подлежат государственной регистрации, за исключением тех средств, которые не являются объектом налогообложения в соответствии с п. 2 ст. 358 НК РФ. Данный вывод согласуется с позицией Президиума ВАС РФ, изложенной в постановлении от 07.06.2012 N 14341/11.

Однако, тем не менее, и в ситуации, когда автопогрузчики не подлежат обязательной регистрации в соответствии с законодательством РФ, возможны споры с налоговым органом. Хотя суды поддерживают позицию налогоплательщика.

Например, в постановлении ФАС Московского округа от 08.12.2008 N КА-А40/10120-08 суд, удовлетворяя требования налогоплательщика, указал на следующие признаки объектов ОС, в силу которых они не являются объектами обложения транспортным налогом. В частности, спорные ТС (портальные краны, автоконтейнеровозы, специализированные автопогрузчики для контейнеров и т.п.):

1) не имели паспортов самоходной техники;

2) не были зарегистрированы в установленном порядке в органах Гостехнадзора и ГИБДД, следовательно, не являлись ТС, используемыми на дорогах общего пользования.

Вывод суда был обоснован, в частности, ссылками на ст. 358 НК РФ, нормы Постановления N 938.

Напомним также, что нарушение правил государственной регистрации ТС всех видов, механизмов и установок в случае, если такая регистрация обязательна, может быть основанием для привлечения организации к административной ответственности (ч. 1 ст. 19.22 КоАП РФ).

К сведению:

Согласно п. 4 Постановления N 938 сведения о регистрации, изменении регистрационных данных (типа транспортных средств, их назначения или сведений о собственнике) и снятии с учета транспортных средств, подлежащих предоставлению юридическими и физическими лицами войскам, воинским формированиям и органам в соответствии с Положением о военно-транспортной обязанности, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 02.10.1998 N 1175, и перечнями транспортных средств, утвержденными Министерством обороны Российской Федерации, передаются подразделениями Государственной инспекции и органами гостехнадзора в военные комиссариаты в соответствии с порядками организации межведомственного информационного взаимодействия, определяемыми соответственно Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством обороны Российской Федерации, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Министерством обороны Российской Федерации с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

В п. 4 Перечня N 1 техники, гужевого и вьючного транспорта, предоставляемых организациями войскам, воинским формированиям и органам, утвержденном приказом Минобороны РФ от 31.12.1999 N 628, указаны подъемно-транспортные машины и механизмы: краны на пневмоколесном движителе и гусеничные, автопогрузчики, погрузчики самоходные, электропогрузчики, конвейеры передвижные.

 

Расходы (ГСМ, ремонт и другое), понесенные организацией при эксплуатации автопогрузчика

 

Расходы (ГСМ, ремонт и другое), понесенные организацией при эксплуатации автопогрузчика, не зарегистрированного в органах гостехнадзора, можно учесть при исчислении налога на прибыль, если рабочий объем двигателя не более 50 куб. см ((или максимальной мощностью электродвигателя до 4 кВт (включительно)) при условии, что имеется паспорт на автопогрузчик, полученный от завода-производителя.

Если рабочий объем двигателя у незарегистрированного автопогрузчика более 50 куб. см, то, по мнению налоговиков, расходы, понесенные при его эксплуатации, нельзя учесть при исчислении налога на прибыль, так как они не отвечают критериям п. 1 ст. 252 НК РФ (письмо Управления МНС России по г. Москве от 25.11.2004 N 26-12/76625). То есть расходы экономически не обоснованы, так как без регистрации в органах гостехнадзора автопогрузчик нельзя использовать по назначению, так как эксплуатация машин без свидетельства о регистрации запрещается (п. 2.23 Правил) (смотрите постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 18.06.2010 N А27-19317/2009).

Однако существуют и судебные решения в пользу налогоплательщика (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 04.10.2010 N А27-975/2010, Московского округа от 07.09.2010 N А40-152876/09-13-1221 и Северо-Западного округа от 08.05.2008 N А56-18079/2007, ФАС Северо-Западного округа от 07.11.2005 N А56-44438/2004, ФАС Поволжского округа от 05.06.2007 N А12-18805/06). В частности, судьи пришли к выводу, что факт регистрации транспортного средства не является необходимым условием для начисления амортизации.

По нашему мнению, регистрация является специальной регистрацией самого транспортного средства и носит исключительно информационный (учетный) характер (постановление ФАС Московского округа от 14.07.2009 N КА-А40/5553-09, обращаем Ваше внимание на то, что в данном постановлении речь идет о Федеральном законе от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения") и не может влиять на порядок исчисления налога на прибыль, в частности на порядок списания затрат на ГСМ, начисления амортизации в налоговом учете и ремонт автопогрузчика (письма Минфина России от 20.11.2007 N 03-03-06/1/816, от 13.06.2012 N 03-03-06/1/303, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 05.05.2012 N А27-10607/2011).

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор Пивоварова Марина

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

профессиональный бухгалтер Мягкова Светлана

10 января 2014 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики