Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

30.01.2014
ВОПРОС:
Из части 2 ст. 56 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (далее - Закон N 44-ФЗ) следует, что если закупка включена в Перечень случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, утвержденный постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1089, то заказчику для выбора контрагента следует проводить конкурс с ограниченным участием. В п. 5 данного Перечня включены услуги общественного питания и поставки пищевых продуктов для образовательных и медицинских учреждений. При этом из п. 2 ст. 59 Закона N 44-ФЗ следует, что заказчик имеет право проводить электронный аукцион, если закупка не включена в Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион), утвержденный распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 N 2019-р.
Следует ли пищевые продукты и услуги общественного питания для образовательных и медицинских учреждений закупать только по итогам конкурса с ограниченным участием, или возможна и закупка по итогам аукциона в электронной форме?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Пищевые продукты и услуги общественного питания для образовательных и медицинских учреждений могут закупаться только по итогам конкурса с ограниченным участием.

 

Обоснование вывода:

Прежде всего напомним, что Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) вступил в силу лишь с 1 января 2014 года (ч. 1 ст. 114 этого Закона). Поэтому какая-либо правоприменительная практика по нему отсутствует, официальных разъяснений по данному вопросу, насколько нам известно, также еще не издавалось. Соответственно, мы можем высказать только своё экспертное мнение по толкованию норм этого Закона.

Действительно, согласно ч. 2 ст. 56 Закона N 44-ФЗ проведение конкурса с ограниченным участием применяется в случаях выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда РФ, документов Архивного фонда РФ, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда, а также в случае, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к вышеуказанным, утвержден постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1089 (далее - Перечень N 1089). В соответствии с п. 5 Перечня N 1089 в него включены: оказание услуг общественного питания и (или) поставка пищевых продуктов, закупаемых для указанных в этом пункте образовательных учреждений и других организаций, осуществляющих образовательный процесс для детей, а также медицинских организаций.

Что касается ч. 2 ст. 59 Закона N 44-ФЗ, то в редакции, существовавшей до 1 января 2014 года, из её буквального прочтения (также как и ч. 2 ст. 56 Закона N 44-ФЗ) следовало, что закупка товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством РФ (утвержден распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 N 2019-р), либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, может производиться только по итогам проведения электронного аукциона. Однако пп. "а" п. 24 ст. 46 Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в ч. 2 ст. 59 Закона N 44-ФЗ внесена оговорка, что закупка товаров, работ, услуг, включенных в вышеуказанные перечни, проводится путем электронного аукциона, за исключением случаев закупок путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований Закона N 44-ФЗ. В ч. 2 ст. 56 Закона N 44-ФЗ таких изменений внесено не было.

Отсюда можно сделать вывод, что законодатель изначально исходил из того, что закупка товаров, работ, услуг, включенных в соответствующие перечни, должна проводиться только прямо указанными в Законе N 44-ФЗ способами. В отношении товаров, работ, услуг, включаемых в "аукционные" перечни, законодатель впоследствии изменил свои намерения, в отношении же товаров, работ, услуг, включенных в Перечень N 1089, - нет.

Иными словами, приобретение товаров, работ, услуг, включенных в Перечень N 1089, возможно только по итогам конкурса с ограниченным участием.

На наш взгляд, это обусловлено тем, что ч. 3 ст. 33 Закона N 44-ФЗ установлен "общий" запрет на включение в документацию о закупке требований к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы. А товары, работы, услуги, включенные в Перечень N 1089, по определению, данному в ч. 2 ст. 56 Закона N 44-ФЗ, могут быть предложены только поставщиками (подрядчиками, исполнителями), имеющими необходимый уровень квалификации. Именно поэтому согласно ч. 1 ст. 56 Закона N 44-ФЗ к участникам конкурса с ограниченным участием предъявляются единые требования и дополнительные требования и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор. Наличие же "общего" запрета на установление требований к квалификации участника закупки делает невозможным применение в этой ситуации иных способов закупки.

Это может представляться не вполне логичным в отношении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), когда заказчик может отобрать контрагента, соответствующего требованиям, установленным для конкурса с ограниченным участием, хотя и не в рамках этой процедуры. Тем более что в соответствии с уже существующими требованиями ч. 3 ст. 93 Закона N 44-ФЗ при закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Однако изложенные выше нормы Закона N 44-ФЗ и история их изменения не позволяют сделать иного вывода.

Сказанное косвенно подтверждают положения примечания *(1) к "аукционному" перечню, утвержденному распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 N 2019-р, что в него включены товары, работы, услуги, за исключением входящих в указанные коды ОКПД товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик вправе проводить конкурс с ограниченным участием и двухэтапный конкурс в соответствии с ч. 2 ст. 56 Закона N 44-ФЗ; примечания *(2) к тому же перечню, что в него включены продукты пищевые и напитки, за исключением пищевых продуктов, закупаемых, в частности, для образовательных учреждений и других организаций, осуществляющих образовательный процесс для детей, а также медицинских организаций.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Верхова Надежда

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Серков Аркадий

14 января 2014 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики