Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Гражданское право

31.01.2014
ВОПРОС:
Организацией внесены изменения в устав - утверждено наименование на английском языке. В связи с этим изготовлена новая печать с русским и английским наименованием.
Нужно ли уничтожить предыдущую печать, или можно пользоваться двумя? Если нужно уничтожить, то как?
ОТВЕТ:

Согласно п. 5 ст. 2 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" общество должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения общества. Печать общества может содержать также фирменное наименование общества на иностранном языке. Аналогичные положения установлены п. 7 ст. 2 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах". Иных требований к печатям хозяйственных обществ законом не предусмотрено.

Законодательством не ограничиваются количество печатей, которые может иметь организация, их назначение, а также возможность нанесения на печать дополнительной информации (смотрите, например, постановления ФАС Уральского округа от 03.06.2011 по делу N А07-10449/2010, ФАС Поволжского округа от 29.06.2009 N А06-6474/2008, Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2009 N 20АП-356/2009, Девятого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2008 N 09АП-8101/2008, Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2009 N 18АП-3145/2009). Поэтому изготовление новой печати само по себе не влечет невозможности использования наряду с ней прежней печати. Общество вправе иметь и использовать несколько печатей, в том числе различных.

Если печать соответствует требованиям законодательства (является круглой, содержит полное наименование организации на русском языке и место ее нахождения), то такая печать может использоваться для скрепления любых документов независимо от наличия у организации других печатей и независимо от наличия на печати дополнительной информации (например наименования на английском языке).

С учетом изложенного общество в данном случае самостоятельно определяет, использовать ли в дальнейшей деятельности обе печати, либо уничтожить старую печать.

Порядок изготовления и использования организациями печатей правовыми актами не урегулирован. Не определен и момент, с которого юридическое лицо может использовать новую печать.

Вместе с тем документальное оформление замены печати может иметь доказательственное значение в суде, а также поможет избежать разногласий с контролирующими органами. Поэтому на практике, как правило, замена печати фиксируется документально.

Вопрос о порядке применения печатей, в частности изготовление новой и уничтожение старой, организация решает самостоятельно, оформив такое решение любым удобным для нее способом, например путем издания приказа о замене печати и об уничтожении печати (смотрите, например, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2012 N 15АП-4411/12; постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2009 N 07АП-4339/09).

Аналогичного мнения придерживается и Минфин России, при этом разъясняя, что какие-либо разрешительные документы для изготовления печати организации получать не требуется (письмо Минфина России от 31.01.2011 N 03-02-07/1-26).

Таким образом, документооборот, связанный с изготовлением новой печати и уничтожением старой, формируется организацией самостоятельно.

В частности, это может быть:

- приказ об изготовлении новой печати;

- акт оприходования новой печати;

- приказ об уничтожении старой печати (если общество все же откажется от ее использования);

- акт об уничтожении старой печати.

Отметим, что в случае замены печати организация предоставляет в банк новую карточку с образцами подписей и оттиска печати (п. 7.14 Инструкции Банка России от 14.09.2006 N 28-И "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)"). При этом уведомление иных лиц законодательно не предусмотрено.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Габбасов Руслан

Ответ прошел контроль качества

16 января 2014 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики