Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

13.02.2014
ВОПРОС:
Подпадает ли привлечение сторонних организаций к проведению экспертизы, проводимой в рамках налоговой проверки, под действие Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"? Можно ли отнести данное мероприятие налогового контроля к государственным и муниципальным нуждам?
ОТВЕТ:

Согласно п. 1 ст. 95 НК РФ в необходимых случаях для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля, в том числе при проведении выездных налоговых проверок, на договорной основе может быть привлечен эксперт. Экспертиза назначается в случае, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле.

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) направлен на регулирование отношений по обеспечению государственных и муниципальных нужд в сфере закупок товаров, работ и услуг. Он регулирует правоотношения, связанные с заключением гражданско-правовых договоров (контрактов), предметом которых являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с ч.ч. 1, 4 и 5 ст. 15 данного Закона (п. 3 ч. 1 ст. 1, п. 7 ст. 3 Закона N 44-ФЗ).

Руководствоваться Законом N 44-ФЗ обязаны в первую очередь именно выступающие от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования государственные и муниципальные органы (п.п. 1, 2 ст. 125 ГК РФ, п.п. 5, 6 ст. 3 Закона N 44-ФЗ).

Перечень случаев, когда заказчиками заключение договоров на приобретение товаров, работ, услуг не подпадает под действие Закона N 44-ФЗ, указан в ч. 2 ст. 1 этого Закона. Заключение налоговыми органами договоров на оказание услуг по проведению экспертизы в рамках налоговых проверок в данном перечне не упомянуто. Равным образом, не следует такого исключения и из положений Налогового кодекса РФ.

Таким образом, заключение налоговыми органами договоров на оказание услуг по проведению экспертизы в рамках налоговых проверок должно осуществляться в порядке, предусмотренном Законом N 44-ФЗ.

В связи с этим считаем необходимым отметить также следующее.

Согласно ч. 1 ст. 24 Закона N 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (ч. 2 ст. 24 Закона N 44-ФЗ). При этом согласно ч. 2 ст. 48 Закона N 44-ФЗ заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона N 44-ФЗ.

Иными словами, осуществлять закупку услуг у единственного исполнителя заказчик вправе только в случаях, перечисленных в ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, при условии, что использование иных способов определения исполнителя невозможно или нецелесообразно (ч. 3 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).

Большинство пунктов ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ предполагает наличие особых основания для заключения контракта с единственным исполнителем услуг. Заключение контрактов на проведение экспертизы в рамках налоговых проверок само по себе ни в одном из них в качестве такого основания не указано. Единственный возможный вариант - это закупка на основании п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ экспертных услуг, оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или нормативными правовыми актами Правительства РФ, законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации (смотрите, например, приказ Федерального агентства по недропользованию от 16.10.2012 N 1101 "О возложении полномочий по проведению государственной экспертизы проектов геологического изучения недр, поисков и разведки месторождений полезных ископаемых на Федеральное бюджетное учреждение "Росгеолэкспертиза"). Поэтому ответить на вопрос о возможности применения в данном случае п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ к заключению договора о проведении экспертизы возможно только в каждой конкретной ситуации в зависимости от вида проводимой экспертизы, а в некоторых случаях - и наименования экспертной организации.

Соответственно, если основания для заключения контракта в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ отсутствуют, то заключение контрактов на проведение экспертизы в рамках налоговой проверки с единственным контрагентом возможно только на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, то есть в пределах 100 тысяч рублей, и на общую сумму не более 5% размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком, и не более чем 50 миллионов рублей в год.

Подчеркнем, что сказанное является нашим экспертным мнением, к сожалению, официальных разъяснений по данному вопросу нам обнаружить не удалось, правоприменительная практика по нему по понятным причинам отсутствует. За официальными разъяснениями можно обратиться в Минэкономразвития России.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Серков Аркадий

Ответ прошел контроль качества

28 января 2014 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики