Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бухучет и отчетность
-
14.02.2014
- Доля в уставном капитале ООО была приобретена по договору купли-продажи, в бухгалтерском учете она числится на счете 58.5.
Данное ООО было ликвидировано, имеется свидетельство ФНС о внесении в ЕГРЮЛ записи о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией. Как отразить в бухгалтерском учете списание доли в уставном капитале вследствие ликвидации организации?
Какие документы необходимо иметь бухгалтеру для списания доли в уставном капитале?
Согласно п. 3 ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений" (далее - ПБУ 19/02) к финансовым вложениям организации относятся: государственные и муниципальные ценные бумаги, ценные бумаги других организаций, в том числе долговые ценные бумаги, в которых дата и стоимость погашения определена (облигации, векселя); вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций (в том числе дочерних и зависимых хозяйственных обществ); предоставленные другим организациям займы, депозитные вклады в кредитных организациях, дебиторская задолженность, приобретенная на основании уступки права требования, и прочее, а также вклады организации-товарища по договору простого товарищества.
В соответствии с п. 25 ПБУ 19/02 выбытие финансовых вложений признается в бухгалтерском учете организации на дату единовременного прекращения действия условий принятия их к бухгалтерскому учету, установленные п. 2 ПБУ 19/02. Одним из таких условий является способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем в форме процентов, дивидендов либо прироста их стоимости (в виде разницы между ценой продажи (погашения) финансового вложения и его покупной стоимостью в результате его обмена, использования при погашении обязательств организации, увеличения текущей рыночной стоимости и т.п.). В связи с тем, что после ликвидации организаций финансовые вложения (акции) не способны приносить выгоды (дохода), в бухгалтерском учете следует признать выбытие финансовых вложений на дату ликвидации организации.
Согласно нормам гражданского законодательства обязательства могут прекращаться, в частности:
- в связи с ликвидацией организации (ст. 419 ГК РФ);
- по истечении установленного срока исковой давности (ст. 196 ГК РФ).
Согласно п. 8 ст. 63 ГК РФ и п. 6 ст. 22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) ликвидация считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ (письма Минфина России от 05.05.2012 N 03-03-06/2/53, УФНС России по г. Москве от 11.11.2011 N 16-15/109658@).
В соответствии с частью 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок. Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания (часть 3 ст. 9 Закона N 402-ФЗ).
В свою очередь, часть 1 ст. 11 Закона N 402-ФЗ предусматривает, что активы и обязательства подлежат инвентаризации. При этом выявляется фактическое наличие соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета; случаи, сроки и порядок ее проведения, а также перечень инвентаризируемых объектов определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации (части 2 и 3 ст. 11 Закона N 402-ФЗ).
Особенности проведения инвентаризации имущества и обязательств определены в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49 (далее - Методические указания).
Пункт 3.9 Методических указаний предусматривает, что при инвентаризации финансовых вложений проверяются фактические затраты в ценные бумаги и уставные капиталы других организаций, а также предоставленные другим организациям займы. Согласно п. 3.14 Методических указаний финансовые вложения в уставные капиталы других организаций, а также займы, предоставленные другим организациям, при инвентаризации должны быть подтверждены документами.
Сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее чем в двух экземплярах (п. 2.5 Методических указаний). Для отражения результатов инвентаризации доли в уставном капитале могут быть использованы самостоятельно формы первичных учетных документов, определяемые руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (часть 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ).
В рассматриваемой ситуации такими документами могут являться:
- инвентаризационная опись, акт инвентаризации;
- приказ руководителя организации на списание объекта финансовых вложений;
- бухгалтерская справка;
- выписка из ЕГРЮЛ, подтверждающая факт исключения организаций из ЕГРЮЛ.
В бухгалтерском учете стоимость списанных финансовых вложений включается в состав прочих расходов, что отражается записью по дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет "Прочие расходы", и кредиту счета 58 (п.п. 11, 14.1, 19 ПБУ 10/99 "Расходы организации").
Сумма финансовых вложений, подлежащая списанию, отражается проводкой:
Дебет 91, субсчет "Прочие расходы" Кредит 58
- списана сумма финансовых вложений.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Волкова Ольга
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена
30 января 2014 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним