Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

26.08.2011
ВОПРОС:
Бюджетным учреждением заключен договор на возмещение коммунальных услуг в арендованном помещении. Указанный договор заключен с арендодателем отдельно от договора аренды. Возможно ли рассматривать этот договор как заключенный с единственным поставщиком на основании пп. 2 п. 2 ст. 55 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ? Если нет, то предусмотрено ли проведение процедуры торгов или запроса котировок для такого рода договоров, если сумма договора превышает 100 000 руб.? Подлежит ли такой договор на сумму, превышающую 100 000 руб., внесению в реестр государственных контрактов, предусмотренный ст. 18 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Заключение бюджетным учреждением как договора аренды недвижимого имущества, так и договора о возмещении расходов по оплате коммунальных платежей не подпадает под действие законодательства о размещении заказов.

Обоснование вывода:

Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) установлен единый порядок размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений.

Согласно ст. 3 Закона N 94-ФЗ нуждами бюджетных учреждений признаются обеспечиваемые бюджетными учреждениями (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах данных бюджетных учреждений. Для обеспечения указанных нужд бюджетными учреждениями должно проводиться размещение заказов, то есть осуществление заказчиком (уполномоченным органом) в предусмотренном порядке действий по определению поставщика, исполнителя или подрядчика в целях заключения с ним гражданско-правового договора бюджетного учреждения, соответственно, на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг, а в случае, предусмотренном п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ, - в целях заключения с ним также иного гражданско-правового договора в любой форме (ст. 5 Закона N 94-ФЗ).

Таким образом, бюджетное учреждение обязано руководствоваться нормами Закона N 94-ФЗ при заключении договоров для удовлетворения любых своих нужд в товарах, работах, услугах.

Однако аренда недвижимого имущества очевидным образом не является ни поставкой товаров, ни выполнением работ, не отнесена она п. 2 ст. 779 ГК РФ и к оказанию услуг.

Соответственно, нормы Закона N 94-ФЗ не регулируют процедуру заключения договора аренды недвижимого имущества в целях удовлетворения государственных или муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений (смотрите также письма Министерства экономического развития и торговли РФ от 02.10.2007 N 14902-АП/Д04, от 09.06.2008 N Д05-2302, от 20.03.2009 N Д05-1369, информационное письмо Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 27.10.2010 N 13-23674/10, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 12.03.2010 N А15-1335/2009, ФАС Поволжского округа от 18.01.2010 N А72-4998/2009 и от 24.12.2009 N А55-6919/2009).

Законодательством понятие "коммунальных услуг" не определено. На практике под "договорами на коммунальные услуги" понимают широкий спектр договоров, относящихся к описанным ГК РФ договорам купли-продажи, подряда, услуг, необходимым как для поддержания зданий, строений в надлежащем техническом состоянии, так и для обеспечения жизнедеятельности в этих зданиях и строениях. На наш взгляд, часть "коммунальных услуг" следует отнести к необходимым для содержания помещения, расходы на которые арендатор обязан нести в силу ст. 616 ГК РФ, а часть - к необходимым для обеспечения собственной деятельности арендатора и расходы на них также, естественно, должен нести он сам.

Однако на практике у пользователей отдельных помещений в здании возникают проблемы с заключением договоров на коммунальные услуги, поскольку, например, обязательным условием для заключения договора энергоснабжения является наличие у абонента отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии (п.п. 2, 4 ст. 539, п.п. 1, 2 ст. 548 ГК РФ).

В связи с этим практикой выработаны несколько возможных вариантов обеспечения пользователей помещений коммунальными услугами. Одним из таких способов является заключение договоров владельцем всего здания договоров на коммунальные услуги в интересах всех пользователей помещений в этом здании при условии возмещения ему расходов пользователями на основании отдельно заключаемых договоров. Хотя возможность заключения такого договора, его условия законодательно не установлены, следует помнить, что согласно п. 2 ст. 421 ГК РФ "стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами", поэтому никаких препятствий для заключения указанного договора нет.

О возможности заключения таких договоров свидетельствуют письма Минфина России от 03.11.2009 N 03-03-06/1/724, от 30.01.2008 N 03-03-06/2/9, от 29.05.2008 N 03-03-06/1/339. Суды рассматривают такие соглашения (договоры) как правомерные (смотрите, например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 19.01.2010 N А03-5651/2009, ФАС Уральского округа от 10.09.2009 N Ф09-6744/09-С6, ФАС Волго-Вятского округа от 12.08.2009 N А29-10563/2008, ФАС Московского округа от 04.09.2007 N КГ-А40/8796-07).

Такой договор нельзя квалифицировать как договор поставки коммунальных услуг (электро-, теплоэнергии и других), поскольку арендодатель не является поставщиком коммунальных услуг (п. 22 информационного письма ВАС РФ от 11.01.2002 N 66 "Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой").

Соответственно, такой договор также не подпадает под действие Закона N 94-ФЗ, поскольку в его предмет не входят ни поставка товара, ни оказание услуги, ни выполнение работ.

Таким образом, бюджетное учреждение при заключении договора аренды и договора о возмещении расходов по оплате коммунальных платежей не обязано размещать заказ в соответствии с Законом N 94-ФЗ и направлять сведения о них в реестр контрактов.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Котыло Игорь

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

Все консультации данной рубрики