Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

14.02.2014
ВОПРОС:
Бюджетная организация выплачивает пенсионерам - бывшим сотрудникам материальную помощь к профессиональным праздникам и памятным датам.
Какими бухгалтерскими записями отражать данные выплаты, какими налогами они облагаются?
ОТВЕТ:

Применение КОСГУ

 

В целях группировки операций, осуществляемых в секторе государственного управления, применяется Классификация операций сектора государственного управления (КОСГУ).

К правоотношениям, возникшим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, начиная с бюджетов на 2014 г. (на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 гг.), применяется перечень кодов, приведенный в Приложении N 4 к Указаниям, утвержденным приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н (далее - Указания N 65н).

Сотрудники, уволенные в связи с уходом на пенсию, не состоят с учреждением в трудовых или иных договорных отношениях. А в соответствии с Указаниями N 65н, выплаты лицам, не состоящим с учреждением в трудовых и иных договорных отношениях, могут осуществляться за счет статей (подстатей) КОСГУ 260 "Социальное обеспечение", 290 "Прочие расходы".

При этом положениями указаний Указаниями N 65н прямо предусмотрено осуществление за счет подстатьи 263 "Пенсии, пособия, выплачиваемые организациями сектора государственного управления" выплат бывшим работникам государственных (муниципальных) учреждений к памятным датам, профессиональным праздникам и т.п.

Возможность отнесения на подстатью 263 "Пенсии, пособия, выплачиваемые организациями сектора государственного управления" расходов по выплате материальной помощи пенсионерам, ушедшим на пенсию из учреждения, если данная выплата предусмотрена условиями коллективного договора, подтверждается также и разъяснениями специалистов уполномоченных органов.*(1)

В то же время из положений Указаний N 65н следует, что за счет данной подстатьи осуществляются выплаты тем категориям граждан, которые ранее занимали должности в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо которые имеют особые заслуги перед Российской Федерацией.

Какие-либо официальные разъяснения уполномоченных органов по вопросу возможности отнесения к подстатье 263 "Пенсии, пособия, выплачиваемые организациями сектора государственного управления" КОСГУ расходов на выплату материальной помощи сотрудникам, уволенным в связи с уходом на пенсию, не относящихся к категории вышеназванных граждан, на сегодняшний момент отсутствуют. Поэтому, если выплата материальной помощи осуществляется сотрудникам, уволенным в связи с уходом на пенсию, не относящимся к категории граждан, которые ранее занимали должности в соответствии с законодательством Российской Федерации либо которые имеют особые заслуги перед Российской Федерацией, не исключено, что данный факт может толковаться отдельными специалистами контролирующих органов в качестве достаточного основания для применения подстатьи 290 "Прочие расходы" КОСГУ.

В подобных ситуациях совсем не лишним будет согласовать порядок применения бюджетной классификации путем утверждения уполномоченным органом соответствующих документов или приложений (расшифровок) к ним (к таким документам, например, относятся сметы, задания на оказание государственных (муниципальных) услуг, методические рекомендации (указания)).

В заключение отметим, даже если у учреждения нет возможности подтвердить обоснованность применения бюджетной классификации в описанном выше порядке, маловероятно, что контролирующим органам в данном случае удастся обосновать квалификацию расходов в качестве нецелевых.

Дело в том, что ответственность за нецелевое использование бюджетных средств не может быть применена в том случае, когда исходя из содержания нормативных документов невозможно с очевидностью установить, на какой код бюджетной классификации участнику бюджетного процесса следовало бы отнести осуществленные им расходы (расходы могли бы быть равным образом отнесены на различные коды бюджетной классификации) (п. 14.1 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23).

 

Взносы на обязательное пенсионное и социальное страхование, на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний

 

Страховыми взносами в ПФР, ФОМС и ФСС РФ облагаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права, лицензионным договорам (ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее - Закон N 212-ФЗ)).

Выплата единовременной материальной помощи бывшим работникам, пенсионерам, производится не на основании трудовых и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, следовательно, указанные суммы не подлежат обложению страховыми взносами на основании статьи 7 Закона N 212-ФЗ.

Данный вывод подтверждается разъяснениями Минздравсоцразвития России в письме от 01.03.2010 N 426-19.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Миллиард Мария

Ответ прошел контроль качества

30 января 2014 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

 


*(1) Вопрос: По какому коду классификации операций сектора государственного управления следует отражать расходы федерального государственного учреждения по выплате материальной помощи пенсионерам, ушедшим на пенсию из учреждения, если данная выплата предусмотрена условиями коллективного договора и осуществляется за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности? ("Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет", N 8, август 2010 г.).

Все консультации данной рубрики