Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

17.02.2014
ВОПРОС:
Возможно ли заключение гражданско-правовых договоров на основании п. 5 части 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ бюджетными учреждениями (детскими садами и школами) на поставку продуктов питания и другие услуги, если оплата договоров будет осуществляться, в том числе, за счет внебюджетных средств?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

1. Размещение заказа на поставку продуктов питания детским садом или школой считаем целесообразным исключительно путем проведения конкурса с ограниченным участием в порядке ст. 56 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ. Заключение таких контрактов по основанию, предусмотренному п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, может быть признано неправомерным.

2. Закупку иных товаров (работ, услуг) образовательные организации могут осуществлять в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, если ее условия соответствуют критериям этой нормы.

3. Закон N 44-ФЗ не содержит запрет использовать средства нескольких источников финансирования бюджетного учреждения для оплаты одного контракта.

4. Если учреждением было принято решение об осуществлении в 2014 году закупок в порядке, установленном Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ, оно не может производить закупки за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, руководствуясь нормами Закона N 44-ФЗ. В этом случае финансирование контрактов, заключенных в соответствии с Законом N 44-ФЗ, по нашему мнению, не может осуществляться за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности.

 

Обоснование вывода:

1. Сразу оговоримся, что в целях Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) под гражданско-правовыми договорами понимаются договоры, предметом которых являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 ст. 15 Закона N 44-ФЗ (контракт) (п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ).

Таким образом, все контракты, заключаемые в соответствии с Законом N 44-ФЗ, являются гражданско-правовыми договорами.

2. Закон N 44-ФЗ вступил в силу с 1 января 2014 года (ч. 1 ст. 114 этого Закона). Поэтому какая-либо правоприменительная практика по нему отсутствует, официальных разъяснений по данному вопросу, насколько нам известно, также еще не издавалось. Соответственно, мы можем высказать только своё экспертное мнение по толкованию норм этого Закона.

При осуществлении закупок заказчики используют конкурентные способы определения контрагентов: аукцион, конкурс, запрос котировок, запрос предложений либо осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Выбор способа производится заказчиком в соответствии с положениями главы третьей Закона N 44-ФЗ (ч.ч. 1, 2, 5 ст. 24, ч. 2 ст. 48 Закона N 44-ФЗ). Причем согласно ч. 2 ст. 48 Закона N 44-ФЗ заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона N 44-ФЗ.

Пунктом 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что государственная или муниципальная образовательная организация может осуществлять закупки товара, работы или услуги у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на сумму, не превышающую четырехсот тысяч рублей. При этом совокупный годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не превышает 50% размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком, и составляет не более чем двадцать миллионов рублей в год.

Образовательные программы, в том числе программы дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования, реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность (п. 1 ч. 3 ст. 12, ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").

Следовательно, школы и детские сады могут осуществлять закупки, руководствуясь п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.

Однако оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, включены в Перечень случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только контрагенты, имеющие необходимый уровень квалификации (далее - Перечень N 1089), утвержденный постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1089 на основании ч. 2 ст. 56 Закона N 44-ФЗ, указывающей, что закупки таких товаров, работ, услуг осуществляются по итогам конкурса с ограниченным участием.

Отметим, что ч. 2 ст. 56 Закона N 44-ФЗ не предусматривает возможности использования иных (кроме конкурса с ограниченным участием) способов закупки для приобретения товаров (работ, услуг), включенных в Перечень (в отличие, например, от ч. 2 ст. 59 Закона N 44-ФЗ, которая для осуществления закупки упомянутых в ней товаров (работ, услуг) допускает проводить либо электронный аукцион, либо, при наличии соответствующих оснований, запрос котировок, запрос предложений, закупку у единственного контрагента). Иными словами, для определения поставщика продуктов питания в приведенной ситуации должен быть проведен конкурс с ограниченным участием. Использование же в этих целях иных способов закупки (по крайней мере, конкурентных) не соответствует законодательству.

Этот вывод мы делаем на основании части 3 ст. 33 Закона N 44-ФЗ, которой установлен "общий" запрет на включение в документацию о закупке требований к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы. Товары же (работы, услуги), включенные в Перечень, как видно из ч. 2 ст. 56 Закона N 44-ФЗ, могут быть предложены только поставщиками (подрядчиками, исполнителями), имеющими необходимый уровень квалификации. Именно поэтому согласно ч. 1 ст. 56 Закона N 44-ФЗ к участникам конкурса с ограниченным участием предъявляются единые требования и дополнительные требования, а победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор. Положения Закона N 44-ФЗ об иных способах закупки не дают возможности проведения такого предквалификационного отбора. С учетом наличия в Законе N 44-ФЗ "общего" запрета на установление требований к квалификации участника закупки это делает невозможным применение в приведенной ситуации любых иных способов закупки.

Приведенные выше аргументы могут представляться не вполне логичными применительно к закупке у единственного контрагента по основаниям, предусмотренным п.п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Действительно, в подобных ситуациях заказчик не лишен возможности отобрать контрагента, соответствующего требованиям, установленным для конкурса с ограниченным участием, хотя бы и не в рамках процедуры, предусмотренной ст. 56 Закона N 44-ФЗ. Тем более что в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 93 Закона N 44-ФЗ при закупке у единственного поставщика заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения контрагента. Представляется, что в такой ситуации требования ч. 3 ст. 33 Закона N 44-ФЗ не будут нарушены. Однако с учетом формулировок приведенных выше норм Закона N 44-ФЗ мы не можем однозначно утверждать, что размещение образовательной организацией заказа на поставку продуктов питания не будет расценено как правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ. В связи с этим до появления правоприменительной практики по заданному Вами вопросу либо до внесения соответствующих поправок в Закон N 44-ФЗ определение поставщика в приведенной ситуации мы считаем целесообразным исключительно путем проведения конкурса с ограниченным участием.

3. Источник финансирования указывается в извещении об осуществлении закупки и в реестре контрактов (п. 2 ст. 42, п. 2 ч. 2 ст. 103 Закона N 44-ФЗ). При этом нормы Закона N 44-ФЗ не содержат запрет использовать средства нескольких источников финансирования бюджетного учреждения (субсидии или средства, полученные при осуществлении приносящей доход деятельности) для оплаты одного контракта.

4. Согласно ч. 1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ, и иных средств в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 указанной статьи.

В силу п. 3 ч. 2 ст. 15 Закона N 44-ФЗ бюджетные учреждения вправе при соблюдении порядка, установленного Законом N 44-ФЗ, производить закупки за счет средств, полученных при осуществлении ими иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (кроме средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию), руководствуясь не указанным законом, а Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) и Положением о закупках, утвержденным и размещенным на сайте www.zakupki.gov.ru.

В отношении указанных закупок, осуществляемых в 2014 г., бюджетное учреждение вправе принять Положение о закупке в соответствии с ч. 3 ст. 2 Закона N 223-ФЗ, разместив его до 01.04.2014 на официальном сайте РФ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг. До размещения указанного правового акта бюджетное учреждение осуществляет такие закупки в соответствии с Законом N 44-ФЗ (ч. 25 ст. 112 Закона N 44-ФЗ).

Согласно ч. 3 ст. 15 Закона N 44-ФЗ принятое решение об осуществлении указанных закупок в порядке, установленном Законом N 44-ФЗ, или в соответствии с Законом N 223-ФЗ не может быть изменено в текущем году.

Таким образом, если учреждением было принято решение об осуществлении в 2014 закупок в порядке, установленном Законом N 223-ФЗ, и до 01.04.2014 в соответствии с ч. 3 ст. 2 Закона N 223-ФЗ было размещено Положение о закупке, оно должно производить закупки:

- за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, руководствуясь нормами Закона N 223-ФЗ;

- закупки за счет средств субсидий, руководствуясь нормами Закона N 44-ФЗ.

Полагаем, что в таком случае учреждение не может осуществлять финансирование контрактов, заключенных в соответствии с Законом N 44-ФЗ, за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

кандидат юридических наук Кузьмина Анна

Ответ прошел контроль качества

28 января 2014 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики