Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Налоги
-
19.02.2014
- По результатам проведенной в организации выездной проверки ФСС РФ обязал организацию включить в базу, облагаемую страховыми взносами, суммы оплаты дополнительных дней, предоставляемых родителям для ухода за ребенком-инвалидом.
Правомерно ли это требование ФСС РФ?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Оплата дополнительных дней по уходу за детьми-инвалидами не должна включаться в облагаемую страховыми взносами базу. Эту точку зрения в большинстве своем поддерживают судебные органы. Мнение органов контроля за уплатой страховых взносов иное.
Обоснование позиции:
Обязанность работодателя предоставлять одному из родителей (опекуну, попечителю) четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц установлена ст. 262 ТК РФ. Эти дни могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению.
Согласно части 17 ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ с 1 января 2010 года финансовое обеспечение расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со ст. 262 ТК РФ, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых в установленном порядке бюджету ФСС РФ.
Страховые взносы
Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются, в частности, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
База для начисления страховых взносов для организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст. 9 Закона N 212-ФЗ. При этом выплаты родителям (опекунам, попечителям) за дополнительные дни отдыха для ухода за детьми-инвалидами в ст. 9 Закона N 212-ФЗ не упоминаются.
Это, по мнению уполномоченных органов (абзац 3 п. I письма Минздравсоцразвития России от 15.03.2011 N 784-19), обуславливает необходимость включения в облагаемую страховыми взносами базу сумм среднего заработка, выплачиваемого организацией за дополнительные выходные дни, предоставляемые работникам для ухода за детьми-инвалидами.
Вместе с тем дополнительные оплачиваемые выходные дни в данном случае предоставляются в соответствии с положениями ст. 262 ТК РФ (установлены трудовым законодательством). В связи с этим ранее Минздравсоцразвития России придерживался иной позиции: выплаты среднего заработка работодатель производит в силу закона независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении, то есть такие выплаты производятся вне рамок каких-либо соглашений между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности и социального обеспечения. На этом основании выплаты работникам за дополнительные выходные дни для ухода за детьми-инвалидами не признаются объектом обложения страховыми взносами на основании положений ст. 7 Закона N 212-ФЗ, так как осуществляются работодателем в силу закона (письмо Минздравсоцразвития России от 07.05.2010 N 10-4/325233-19).
Отметим, что до 1 января 2011 года формулировка части 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ была иной: "выплаты, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг". Более широкое определение объекта обложения страховыми взносами ("выплаты в рамках трудовых отношений") позволило специалистам Минздравсоцразвития России расширить перечень выплат, на которые следует начислять страховые взносы (формулировка изменена Федеральным законом от 08.12.2010 N 339-ФЗ).
В частности, это коснулось и оплаты дней ухода за детьми-инвалидами. Мы видим, что позиция, высказываемая Минздравсоцразвития России в 2010 году, отличается от представленной этим же ведомством после изменения формулировок части 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ. Вслед за Минздравсоцразвития мнение о начислении страховых взносов на обсуждаемую выплату представил Пенсионный фонд РФ в письме от 26.07.2011 N 30-26/8388. Вывод о начислении страховых взносов на указанные выплаты содержится также в письмах ФСС РФ от 17.11.2011 N 14-03-11/08-13985, от 15.08.2011 N 14-03-11/08-8158.
По нашему мнению, эта позиция небесспорна. Признавая это, плательщики страховых взносов обращались с заявлением о признании недействующими абзацев 1, 2, 3, 4 п. I письма Минздравсоцразвития России от 15.03.2011 N 784-19 "О начислении страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на выплаты в пользу работников".
Судами, по сути, сделан вывод об отсутствии законодательных норм, обязывающих включать такие выплаты в облагаемую базу, одновременно указано, что приведенные разъяснения не являются нормативными актами (как полагали организации), а представляют собой лишь мнение чиновников (определения ВАС РФ от 17.01.2012 N ВАС-16584/11, от 19.12.2011 N ВАС-16584/11).
В постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.02.2013 N А19-11993/2012 установлено, что выплаты за дополнительные выходные дни, предоставленные для ухода за детьми-инвалидами, носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, при этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде. Оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами как иная выплата, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством, в силу Закона N 212-ФЗ обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов не подлежит, что исключает начисление недоимки по страховым взносам, пени и штрафам (смотрите также постановления Восточно-Сибирского округа от 10.12.2013 N Ф02-5799/13 и от 30.10.2013 N Ф02-5172/13).
В постановлении ФАС Уральского округа от 13.02.2013 N Ф09-512/13 суд установил, что оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами как иная выплата, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством, в силу Закона N 212-ФЗ обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов не подлежит, поскольку не является объектом начисления страховых взносов (смотрите также постановления ФАС Уральского округа от 29.04.2013 N Ф09-2338/13 и от 04.12.2013 N Ф09-12164/13).
В постановлении Пятого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2012 N 05АП-7933/12 суд установил, что письмо Минздравсоцразвития России от 15.03.2011 N 784-19 не создает новой нормы и то обстоятельство, что определением ВАС РФ от 17.01.2012 N ВАС-16584/11 прекращено производство по делу о признании недействующим письма Минздравсоцразвития России от 15.03.2011 N 784-19, не имеет правового значения в рамках рассматриваемого дела, и выплаты работникам за дополнительные выходные дни для ухода за детьми-инвалидами не подлежат обложению страховыми взносами.
В постановлении ФАС Поволжского округа от 12.09.2012 N Ф06-7060/12 по делу N А57-19322/2011 суд также не принял позицию Минздравсоцразвития, изложенную в письме от 15.03.2011 N 784-19, и отметил, что рассматриваемые выплаты имеют характер государственной поддержки и не относятся по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде. "Следовательно, оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами как иная выплата, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством, в силу Федерального закона N 212-ФЗ обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов не подлежит, что исключает начисление недоимки по страховым взносам, пени и штрафа".
Постановлениями Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2012 N 17АП-9882/12 и Десятого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2012 N 10АП-6523/12 судами также приняты решения в пользу страхователя.
Таким образом, оплата дополнительных выходных дней, предоставляемых работнику для ухода за детьми-инвалидами, в соответствии со ст. 262 ТК РФ производится не в рамках трудовых отношений и не подлежит обложению страховыми взносами с учетом правовой позиции ВАС РФ, изложенной в постановлении от 08.06.2010 N 1798/10 (постановления Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2013 N 20АП-7473/13, Восьмого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2013 N 08АП-10341/13 и Седьмого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2013 N 07АП-9677/13). При этом, по мнению судей, изменения, внесенные в ст. 7 Закона N 212-ФЗ (в части применяемой с 1 января 2011 года формулировки), не изменяют характера данных выплат.
ФАС Волго-Вятского округа в постановлениях от 19.09.2013 N Ф01-10912/13 и от 09.09.2013 N Ф01-10616/13 также сделал вывод, что страхователем правомерно не включены в базу для начисления страховых взносов спорные средства на оплату дополнительных выходных дней работникам по уходу за ребенком-инвалидом.
При этом необходимо отметить, что существуют судебные решения, в которых судьи признавали верной позицию специалистов Минздравсоцразвития, изложенную в письме от 15.03.2011 N 784-19 (смотрите, например, постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2012 N 19АП-2997/12 (оставлено без изменения постановлением ФАС Центрального округа от 31.10.2012 N Ф10-3740/12), и считали, что рассматриваемые выплаты подлежат обложению страховыми взносами.
Таким образом, вопрос о том, следует ли облагать рассматриваемые выплаты страховыми взносами, в настоящее время остается неоднозначным. При этом анализ судебной практики показывает, что по данному вопросу у плательщиков страховых взносов часто возникают споры с контролирующими органами.
Страховые взносы от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
Согласно п. 1 ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, за исключением выплат, предусмотренных ст. 20.2 Федерального закона N 125-ФЗ.
При этом в ст. 20.2 Федерального закона N 125-ФЗ выплаты родителям (опекунам, попечителям) за дополнительные дни для ухода за детьми-инвалидами не указаны.
По мнению специалистов ФСС России, высказанному в письмах от 17.11.2011 N 14-03-11/08-13985, от 15.08.2011 N 14-03-11/08-8158, выплата работникам за дополнительные дни отдыха для ухода за детьми-инвалидами производится в рамках трудовых отношений и независимо от источника финансирования такой выплаты подлежит обложению страховыми взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в общеустановленном порядке.
По аналогии со страховыми взносами, начисляемыми в силу требований Закона N 212-ФЗ, считаем, что такая позиция не является бесспорной и следует непосредственно из указанных норм.
Суды, рассматривая споры о необходимости обложения страховыми взносами интересующих Вас выплат, считают, что и они носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. Поэтому они не включаются в объект обложения страховыми взносами от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 01.08.2013 N Ф01-10048/13 и ФАС Северо-Западного округа от 24.10.2013 N Ф07-7309/13, а также постановления Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2013 N 14АП-10579/13, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2013 N 17АП-13700/13, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2013 N 13АП-19671/13).
Хотя, например, в более раннем постановлении Второго арбитражного апелляционного суда от 12.10.2012 N 02АП-6087/12 суд пришел к выводу, что выплаты работникам за дополнительные выходные дни для ухода за детьми-инвалидами подлежат обложению страховыми взносами от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Мы полагаем, что с учетом судебной практики организация может не начислять взносы на указанные выплаты, при этом она должна быть готова отстоять свою позицию, возможно, в суде.
Рекомендуем ознакомиться со следующим материалом:
- Энциклопедия решений. Страховые взносы на выплаты по трудовым договорам.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Молчанов Валерий
Ответ прошел контроль качества
27 января 2014 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним