Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
30.08.2011
- Возможно ли увеличение уставного фонда муниципального унитарного предприятия за счет недвижимого имущества, переданного ему ранее в хозяйственное ведение? Необходимо ли производить при этом оценку недвижимого имущества?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Увеличение уставного фонда муниципального унитарного предприятия возможно исключительно за счет дополнительно передаваемого собственником имущества или доходов, полученных предприятием от его деятельности.
Проведение оценки обязательно в отношении имущества, дополнительно передаваемого для увеличения уставного фонда муниципального унитарного предприятия.
Обоснование вывода:
Правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий (далее - предприятие) определяется Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон N 161-ФЗ).
Уставный фонд предприятия определяет минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы его кредиторов, и может формироваться за счет денег, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку (п.п. 1, 2 ст. 12 Закона N 161-ФЗ).
В казенном предприятии уставный фонд не формируется (п. 5 ст. 12 Закона N 161-ФЗ).
Увеличение уставного фонда предприятия урегулировано ст. 14 Закона N 161-ФЗ. В силу п. 2 ст. 14 Закона N 161-ФЗ оно может осуществляться за счет дополнительно передаваемого собственником имущества, а также доходов, полученных в результате деятельности такого предприятия.
Из буквального толкования этой нормы следует, что для увеличения уставного фонда предприятия имущество должно передаваться дополнительно, то есть сверх переданного ранее. Отсюда следует, что увеличение уставного фонда предприятия за счет имущества уже переданного собственником в хозяйственное ведение этого предприятия недопустимо.
Должны отметить, что некоторые суды признают правомерность включения в уставы предприятий положений, предусматривающих возможность увеличения уставного фонда предприятия за счет иного имущества, принадлежащего ему самому (постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2009 N 09АП-4719/2009 и Второго арбитражного апелляционного суда от 04.07.2008 N 02АП-2245/2008). Однако, вероятно, в таких случаях имеется в виду увеличение уставного фонда предприятия за счет имущества, приобретенного предприятием за счет доходов, полученных им от хозяйственной деятельности - денежных средств (прибыли), оставшихся в распоряжении предприятия, или приобретенных предприятием движимых или недвижимых вещей. Это также можно признать соответствующим п. 2 ст. 14 Закона N 161-ФЗ, поскольку из нее не следует, что оборот "за счет доходов" подразумевает только "текущие доходы" или только денежные средства.
Таким образом, увеличение уставного фонда муниципального унитарного предприятия за счет имущества, ранее переданного ему собственником в хозяйственное ведение, недопустимо.
Обращаем внимание, что решение об увеличении уставного фонда предприятия может быть принято собственником его имущества только на основании данных утвержденной годовой бухгалтерской отчетности такого предприятия за истекший финансовый год. Размер уставного фонда предприятия с учетом размера его резервного фонда не может превышать стоимость чистых активов такого предприятия (п. 3 ст. 14 Закона N 161-ФЗ). В силу п. 4 ст. 14 Закона N 161-ФЗ одновременно с принятием решения об увеличении уставного фонда предприятия собственник его имущества принимает решение о внесении соответствующих изменений в устав такого предприятия.
Что касается оценки передаваемого для увеличения уставного фонда предприятия, то действительно ст. 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценке) предусматривает, что проведение оценки является обязательным при передаче объектов оценки, принадлежащих РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям, в качестве вклада в уставные капиталы, фонды юридических лиц. При этом Закон об оценке не предусматривает каких-либо исключений в отношении уставного фонда муниципального унитарного предприятия или его увеличения.
Таким образом, проведение оценки имущества, передаваемого в уставный фонд муниципального унитарного предприятия, в любом случае является обязательным (смотрите, например, постановления ФАС Уральского округа от 03.05.2011 N Ф09-1904/11 и ФАС Восточно-Сибирского округа от 08.07.2008 N А19-902/08-16-Ф02-3210/2008, а также распоряжение Правительства УР от 17.05.2004 N 465-р "Об увеличении уставного фонда государственного унитарного предприятия "Машинно-технологическая станция "Удмуртская").
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Котыло Игорь
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним