Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Налоги
-
20.02.2014
- Декларация по налогу на прибыль за 9 месяцев представлена в налоговый орган 28.10.2013. Уточненные декларации не сдавались. 29.01.2013 налогоплательщиком получено сообщение из ИФНС, датированное 23.01.2014, с требованием представления пояснений по декларации по налогу на прибыль за 9 месяцев 2013 года.
Обязан ли налогоплательщик представлять пояснения?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Во избежание претензий со стороны контролирующих органов налогоплательщику следует представить пояснения в налоговой орган в установленный п. 1 ст. 88 НК РФ срок.
Обоснование вывода:
В соответствии с п. 1 ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Согласно п. 3 ст. 88 НК РФ, если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) (п. 2 ст. 88 НК РФ).
Таким образом, истребовать документы, необходимые для проведения камеральной налоговой проверки, налоговый орган вправе только в ходе ее проведения (письма Минфина России от 18.02.2009 N 03-02-07/1-75, от 24.11.2008 N 03-02-07/1-471).
При этом течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало (п. 2 ст. 6.1 НК РФ).
Следовательно, если налогоплательщик представил в декларацию 28 октября 2013 года, то срок окончания налоговой проверки истекает 29 января 2014 года.
Отметим, что с 24 августа 2013 года при направлении требования по почте заказным письмом оно считается полученным на шестой рабочий день со дня отправки заказного письма (п. 4 ст. 31 НК РФ в редакции Федерального закона от 23.07.2013 N 248-ФЗ и п. 6 ст. 6.1 НК РФ).
Следовательно, в данной ситуации письмо, отправленное 23 января 2014 года, считается полученным 31 января 2014 года, то есть после окончания камеральной налоговой проверки.
В то же время требование направлено налоговым органом 23 января 2014 года, то есть до дня окончания камеральной проверки.
Причем если налогоплательщик представит пояснения в установленный п. 1 ст. 88 НК РФ срок, проверка представленных в налоговый орган документов будет производиться после окончания камеральной проверки, что противоречит нормам п. 2 ст. 88 НК РФ.
Суды также считают, что налоговые органы не должны проводить анализ документов по окончании сроков проверки.
Например, в постановлении ФАС Московского округа от 22.03.11 N КА-А41/1283-11 суд рассмотрел ситуацию, когда требование о представлении документов было составлено за три дня до окончания выездной налоговой проверки. Поскольку налоговый орган заведомо не мог в соответствии со ст.ст. 89, 100, 101 НК РФ по окончании выездной налоговой проверки проводить дальнейший анализ полученных документов (за пределами сроков окончания проверки), суд пришел к выводу, что привлечение общества к ответственности в порядке ст. 126 НК РФ неправомерно.
Смотрите также постановления ФАС Волго-Вятского округа от 27.02.12 N А29-164/2011 и Западно-Сибирского округа от 13.07.09 N Ф04-4038/2009(10171-А03-42).
В то же время налоговым законодательством не предусмотрены положения, освобождающие налогоплательщика от представления истребованных пояснений в случае, если налоговый орган направил требование в конце камеральной проверки, а налогоплательщик получил его после окончания проверки.
В отношении истребования документов в рамках выездных проверок представители финансового ведомства разъясняют, что НК РФ не предусматривает основания для оставления налогоплательщиком требования налогового органа о представлении документов без исполнения в случае, когда такое требование представляется налогоплательщику в последние дни налоговой проверки и срок исполнения этого требования истекает после составления справки об окончании проверки (письма Минфина России от 13.02.08 N 03-02-07/1-58 и от 17.01.08 N 03-02-07/1-19).
Также необходимо иметь в виду, что налоговый орган вправе направить налогоплательщику требование о предоставлении документов (информации) в целях получения вне рамок проведения налоговых проверок документов (информации) относительно конкретной сделки у ее участников или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке (п.п. 2, 4 ст. 93.1 НК РФ)*(1).
Таким образом, если в данной ситуации налогоплательщик не представит пояснения в налоговый орган, высока вероятность того, что свою правоту придется оспаривать в суде.
Напомним, что в силу п. 4 ст. 93 НК РФ отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки влекут для налогоплательщика налоговую ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ. Пунктом 1 указанной статьи за непредставление таких документов предусмотрен штраф в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ. Должностные лица организации за указанное нарушение могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа в размере от 300 до 500 рублей (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).
Рекомендуем ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Сроки истребования документов при проведении камеральных налоговых проверок;
- Энциклопедия решений. Процедура проведения камеральной налоговой проверки;
- Энциклопедия решений. Представление налогоплательщиком пояснений относительно выявленных ошибок (противоречий) в налоговой декларации (расчете) и документах.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Башкирова Ираида
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена
4 февраля 2014 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
*(1) Право истребовать вне рамок проведения налоговых проверок не только информацию относительно конкретной сделки у ее участников, но и документы предоставлено налоговым органам с 30 июля 2013 года. Соответствующие изменения внесены в п. 2 ст. 93.1 НК РФ Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ.
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним