Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Гражданское право

21.02.2014
ВОПРОС:
Правомочия собственника государственного казенного учреждения осуществляет главное контрольное управление правительства субъекта РФ. Собственник планирует передать в оперативное управление учреждению здание.
Имеет ли учреждение право отказаться от принятия в оперативное управление имущества?
ОТВЕТ:

Право оперативного управления возникает при закрепленной в п. 1 ст. 299 ГК РФ последовательности накопления элементов сложного юридического состава:

- принятие собственником решения о закреплении за учреждением имущества на праве оперативного управления;

- передача имущества учреждению, а в отношении недвижимого имущества - государственная регистрация права оперативного управления (право оперативного управления на недвижимое имущество возникает не с момента его фактической передачи, а с момента государственной регистрации права оперативного управления - п. 2 ст. 8.1, п. 1 ст. 131 ГК РФ; смотрите также п. 5 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 29 апреля 2010 г. N 10/22).

Принятие решения о закреплении за учреждением имущества на праве оперативного управления - односторонний волевой акт собственника, для совершения которого закон не требует согласия учреждения. Это обусловлено тем, что закрепление имущества за учреждениями является правомочием собственника, которое он реализует по собственному усмотрению исходя из целей деятельности учреждения и связанных с использованием этого имущества задач*(1). По смыслу ст. 299 ГК РФ на учреждение лишь возлагается обязанность принять закрепленное за ним имущество*(2).

Таким образом, закон не предоставляет учреждению право отказаться от принятия в оперативное управление имущества, в отношении которого принято решение о закреплении его за учреждением.

Осуществляемые же на основании соответствующего решения собственника передача движимого имущества или регистрация права оперативного управления на недвижимое имущество, действительно, требуют наличия волеизъявления учреждения: в отношении движимых вещей - волеизъявления на фактическое принятие имущества, а в отношении недвижимых вещей - волеизъявления на государственную регистрацию права оперативного управления (абзац второй п. 1 ст. 16 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").

Однако, поскольку учреждение не имеет права на отказ от принятия имущества, в отношении которого принято решение о закреплении на праве оперативного управления, уклонение от совершения соответствующих действий (в данном случае - государственной регистрации права) должно рассматриваться как неправомерное. Заметим, что закон непосредственно не предусматривает правовых последствий уклонения от принятия имущества, выражающегося в непредставлении заявления о государственной регистрации права оперативного управления. Право собственника требовать регистрации права оперативного управления в судебном порядке из закона не следует. В то же время непринятие мер для принятия имущества в оперативное управление может рассматриваться как неисполнение руководителем возложенных на него обязанностей, являющееся основанием для применения к нему дисциплинарного взыскания (ст. 192 ТК РФ).

Закон предоставляет возможность отказа от приобретенного в установленном порядке права оперативного управления (п. 2 ст. 9, п. 3 ст. 299, п. 1 ст. 235 ГК РФ). Однако, поскольку отказ от права является формой распоряжения им, а самостоятельно распоряжаться имуществом казенное учреждение не вправе (п. 4 ст. 298 ГК РФ), отказ учреждения от права оперативного управления в отсутствие согласия собственника невозможен (смотрите также постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 17 апреля 2009 г. N А61-1469/2008). Кроме того, даже при наличии согласия собственника отказ от права оперативного управления не допускается, если это приводит к невозможности осуществления учреждением своей деятельности (смотрите также постановления Президиума ВАС РФ от 31 июля 2001 г. N 1198/01, ФАС Центрального округа от 26 марта 2009 г. N А14-14584/2007/164/6, ФАС Северо-Западного округа от 26 ноября 2010 г. N Ф07-11646/2010).

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Бахтина Анастасия

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Александров Алексей

3 февраля 2014 г.

 


*(1) Целесообразность такого закрепления оценивается собственником в том числе с учетом бремени несения расходов на его содержание. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы (п. 2 ст. 161, ст. 70 БК РФ).

*(2) На практике довольно распространено заключение договоров о передаче имущества в хозяйственное ведение или оперативное управление. Однако для возникновения прав хозяйственного ведения и оперативного управления закон не требует заключения договора (смотрите, например, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 28 апреля 2009 г. по делу N А29-7738/2008, ФАС Московского округа от 14 февраля 2001 г. N КГ-А40/264-01). Подобные соглашения о передаче имущества направлены по своей природе на установление организационных, а не обязательственных либо вещных правоотношений.

Все консультации данной рубрики