Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

25.02.2014
ВОПРОС:
Бюджетным учреждением здравоохранения в декабре 2013 года были заключены гражданско-правовые договоры на 2014 год. Они были включены в план-график на 2013 год. В соответствии с п. 4 части 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчик вправе осуществлять закупки товара, работы или услуги у единственного контрагента без дополнительных к тому оснований в пределах 100 тыс. руб. при условии, что совокупный годовой объем закупок не превышает 5% размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком, и составляет не более 50 млн. руб. в год.
Как производится расчет данного пятипроцентного лимита?
ОТВЕТ:

Действительно, согласно п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) заказчики вправе осуществлять закупки товара, работы или услуги у единственного контрагента без дополнительных к тому оснований в пределах 100 тысяч рублей при условии, что совокупный годовой объем закупок не превышает 5% размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком, и составляет не более 50 миллионов рублей в год. (Указанные ограничения в части установления предельных значений для определения размера средств не распространяются на закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые заказчиками для нужд сельских поселений). Согласно п. 1 ч. 3 ст. 112 Закона N 44-ФЗ в 2014, 2015 годах расчет указанных выше предельных сумм закупок осуществляется без использования планов-графиков.

К сожалению, формулировка п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ относительно 5% размера средств, "предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком" (хотя и, как было сказано выше, в 2014-2015 годах - без него), не оговаривающая, на какой период предусматриваются такие средства, а в каком - заключаются контракты, цены которых идут в зачет указанного лимита, сама по себе представляется неясной. При этом Закон N 44-ФЗ не содержит специальных указаний ни относительно того, каким образом осуществляется в 2014, 2015 годах расчет общей суммы средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика.

Можно заметить, что под "закупкой" понимаются заключение и исполнение контракта (п. 3 ст. 3 Закона N 44-ФЗ). В этом свете само по себе слово "предусмотренных" как будто подразумевает, что речь идет о средствах, заранее запланированных на исполнение контрактов, оплату товаров, работ, услуг в течение определенного периода, например календарного года.

Вместе с тем следует учесть, что п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ также указано, что размер средств, предусмотренных на закупки, определяется в соответствии с планами-графиками, и хотя эта норма в 2014-2015 годах не применяется, она, в принципе, может служить основанием для построения предположений. Согласно ч. 2 ст. 112 Закона N 44-ФЗ заказчики размещают в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планы-графики размещения заказов на 2014 и 2015 годы по правилам, действовавшим до дня вступления в силу этого закона, с учетом особенностей, которые могут быть установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. По смыслу положений пп. 1 п. 5, п. "г", п. "л" пп. 2 п. 5 Особенностей размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы", утвержденных приказом Минэкономразвития России от 20.09.2013 N 544/18н, зарегистрированным в Минюсте России 26.11.2013, в план-график включаются закупки, которые планируется начать (извещения о проведении которых публикуются) в пределах календарного года, на который составлен план-график. Поэтому сведения о контрактах, заключенных в 2013 году, включать в план-график 2014 года не нужно независимо от того, в бюджетную роспись какого года попадают суммы, обеспечивающие заключение этих договоров.

С учетом того, что новый порядок составления планов-графиков пока не установлен и неясно, какие закупки должны будут в него включаться, а также с учетом прямого указания п. 1 ч. 3 ст. 112 Закона N 44-ФЗ, что в 2014, 2015 годах расчет предельных сумм закупок осуществляется без использования планов-графиков, любое решение рассматриваемого вопроса неизбежно будет базироваться на допущении.

Соответственно, могут быть два варианта ответа на вопрос о том, как определять лимит заключений контрактов по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закон N 44-ФЗ.

Первый вариант, исходящий из предположения, что главное в формулировке этого пункта - слово "предусмотренных", состоит в определении лимита закупок по этому пункту по суммам, заранее выделенным на закупки конкретного календарного года, а его соблюдение - по суммам контрактов, заключенных за счет этих средств, в том числе и в предыдущем году. Заметим, такая логика была применена к вопросу о порядке расчета объема заказов, который следует разместить у субъектов малого предпринимательства в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 15 Закона N 94-ФЗ, в письме ФАС России и Минэкономразвития России от 17, 18.08.2009 N АЦ/27510, 13497-АП/Д05. В приведенном в нем примере расчета заказчику предлагается определять долю (от 10% до 20%) заказа, подлежащего размещению у субъектов малого предпринимательства от общей суммы средств, выделенных на закупку товаров, работ, услуг, входящих в соответствующий перечень (смотрите также письмо Минэкономразвития России от 28.09.2012 N Д28и-878).

Второй вариант состоит в том, что и лимит закупок, и его исполнение следует определять по плану-графику, то есть по суммам процедур закупки, проводимых в этом году.

Следует заметить, что в п.п. 1, 2 письма Минэкономразвития России от 31.12.2013 N Д28и-2420 специалисты этого ведомства фактически поддержали второй вариант решения вышеописанной коллизии, указав, что в 2014 и 2015 годах расчет совокупного годового объема закупок осуществляется заказчиком на основании планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы. При этом информация о размещаемых заказах (проводимых закупках) подлежит включению в план-график на тот год, в котором будет осуществлено размещение данного заказа, то есть сведения о заказе, размещенном в 2013 году, в план-график на 2014 год не включается и в объеме закупок, проводимых в 2014 году, не учитывается.

Отсюда следует, что суммы всех контрактов договоров, заключенных в 2013 году, в том числе и контрактов с единственным поставщиком, не учитываются ни при расчете лимитов заключений контрактов на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.

Однако следует иметь в виду и то, что в самом указанном письме юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти в случае, если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. А Минэкономразвития России (федеральный орган исполнительной власти) действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Положением об этом Министерстве, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 437, не наделен компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Серков Аркадий

Ответ прошел контроль качества

7 февраля 2014 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики