Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бухучет и отчетность
-
27.02.2014
- Можно ли отразить в бухгалтерском учете в качестве актива результат работ по проведению инвентаризации объектов производственного назначения, выразившийся в получении технического паспорта, технического плана, XML-файла на диске для соответствующих объектов недвижимости? Можно ли учесть данные затраты в качестве расходов?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Затраты, связанные с проведением инвентаризации объектов недвижимости производственного назначения, не могут быть отражены в составе показателей актива бухгалтерского баланса, а полученные предметы (технический паспорт, технический план, XML-файл на диске) в составе материально-производственных запасов. Такие затраты подлежат учёту в составе расходов и отражаются в составе показателей отчёта о финансовых результатах.
Обоснование вывода:
Возможность отражения затрат организации в качестве актива в бухгалтерском балансе определяется, в частности, нормами Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (далее - Положение). Так, в соответствие с п. 65 Положения затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе в соответствии с условиями признания активов, установленными нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, и подлежат списанию в порядке, установленном для списания стоимости активов данного вида.
Определение актива дано также в Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России (одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров 29.12.1997) (далее - Концепция учёта).
Активами считаются хозяйственные средства, контроль над которыми организация получила в результате свершившихся фактов ее хозяйственной деятельности и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем (п. 7.2. Концепции учёта).
Как следует из п. 8.3 Концепции учёта признание актива в финансовой отчётности вытекает из его свойства принести организации экономические выгоды в будущем.
В свою очередь, согласно п. 7.2.1. Концепции учёта будущие экономические выгоды представляют собой потенциальную возможность активов прямо или косвенно способствовать притоку денежных средств в организацию.
При этом считается, что актив принесет в будущем экономические выгоды организации, когда он может быть:
а) использован обособленно или в сочетании с другим активом в процессе производства продукции, работ, услуг, предназначенных для продажи;
б) обменен на другой актив;
в) использован для погашения обязательства;
г) распределен между собственниками организации.
В рассматриваемой ситуации результатом выполненных работ для Заказчика работ является получение технического паспорта, технического плана, XML-файла на диске для конкретного объекта недвижимости производственного назначения.
Согласно п. 2 ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов" к бухгалтерскому учету в качестве материально-производственных запасов принимаются активы:
- используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг);
- предназначенные для продажи;
- используемые для управленческих нужд организации.
Как следует из пояснений данные материальные предметы, являющиеся результатом указанных работ, сами по себе не отвечают данным требованиям признания в качестве материально-производственных запасов (далее - МПЗ), так как не предусмотрено их использование при производстве и реализации готовой продукции.
Кроме того, они не могут быть обменены на другие активы, использованы для погашения обязательств, распределены между собственниками организации, следовательно, не могут рассматриваться в качестве МПЗ и других самостоятельных активов, использование которых предполагается в последующие периоды времени.
Учитывая эти обстоятельства, полагаем, что затраты, связанные с изготовлением технического паспорта, технического плана, XML-файла на диске для объекта недвижимости производственного назначения не могут завышать величину валюты бухгалтерского баланса, отражаясь в качестве активов.
Вместе с тем пункт 8.6.3 Концепции учёта предусматривает, что если затраты не принесут будущих экономических выгод организации или если будущие экономические выгоды не отвечают критерию признания актива в бухгалтерском балансе, то затраты являются расходами отчётного периода. При этом согласно п. 8.6.5 Концепции учёта расходы признаются в отчете о прибылях и убытках (отчёте о финансовых результатах)*(1), когда возникают обязательства, не обусловленные признанием соответствующих активов.
В силу п. 17 ПБУ 10/99 "Расходы организации" расходы подлежат признанию в бухгалтерском учете независимо от намерения получить выручку, прочие или иные доходы и от формы осуществления расхода (денежной, натуральной и иной).
Согласно п. 18 ПБУ 10/99 расходы в бухгалтерском учёте признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности).
Таким образом, указанные в вопросе затраты по договору на проведение инвентаризации, изготовление технического паспорта, технического плана, XML-файла на диске в отношении объекта недвижимости производственного назначения, могут быть признаны организацией в бухгалтерском учёте единовременно как расходы текущего периода.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Графкин Олег
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена
13 февраля 2014 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
*(1) Частью 1 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" предусмотрено, что годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, за исключением случаев, установленных Законом N 402-ФЗ, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним. Исходя из этого в составе годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, начиная с отчётности за 2012 год, отчет о прибылях и убытках должен именоваться отчетом о финансовых результатах (п. "а" раздела "Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность за 2012 г." информации Минфина России от 04.12.2012 N ПЗ-10/2012).
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним