Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
05.03.2014
- Каков порядок отражения в учете бюджетного учреждения передачи в казну (поступления из казны) нефинансовых активов?
Каков порядок отражения в учете бюджетного учреждения безвозмездной передачи (получения) нефинансовых активов напрямую между бюджетными учреждениями?
Согласно п. 29 Инструкции N 157н передача (получение) объектов государственного (муниципального) имущества по балансовой (фактической) стоимости объектов учета с одновременной передачей (принятием к учету) суммы начисленной на объект нефинансового актива амортизации (в случае наличия) осуществляется между:
- субъектами учета (ведущими учет в соответствии с положениями Инструкции N 157н);
- субъектами учета и иными государственными (муниципальными) организациями, созданными на базе государственного (муниципального) имущества.
Такая передача может быть связана с прекращением (возникновением) следующих имущественных прав:
- права собственности (право собственности может переходить от одного публично-правового образования к другому - ст. 214, 215 ГК РФ);
- права оперативного управления (на таком праве имущество закрепляется за учреждениями и казенными предприятиями - ст. 296 ГК РФ);
- права хозяйственного ведения (на таком праве имущество принадлежит унитарным предприятиям - ст. 294 ГК РФ).
Напомним, что балансовой стоимостью объектов нефинансовых активов является их первоначальная стоимость с учетом ее изменений (п. 27 Инструкции N 157н). Соответственно, в учете принимающей стороны получение объектов основных средств, которые ранее учитывались государственными (муниципальными) организациями в качестве основных средств (имеют балансовую стоимость), должно быть отражено, соответственно, на счетах 10100 "Основные средства", 10400 "Амортизация".
Обратите внимание: передача нефинансовых активов от одного бюджетного учреждения другому (безвозмездное отчуждение имущества), по нашему мнению, может быть осуществлена только с согласия собственника такого имущества.*(1) При этом соответствующая сделка по отчуждению имущества не должна выходить за пределы специальной правоспособности учреждения. Бюджетные учреждения обладают специальной правоспособностью, осуществляя гражданские права в соответствии с целями деятельности, ради которой они созданы (п. 1 ст. 49 ГК РФ).
Согласно применяемой в настоящее время методологии бухгалтерского учета все операции по движению соответствующего имущества между органом власти и учреждением, учредителем и бюджетным учреждением, а также между государственными и муниципальными организациями необходимо отражать:
- при поступлении имущества: по дебету соответствующих аналитических счетов учета нефинансовых активов и кредиту счета 0 401 10 180 "Прочие доходы";
- при выбытии имущества: по дебету счета 0 401 20 241 "Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям" и кредиту соответствующих аналитических счетов счета учета нефинансовых активов.
Данное правило несложно проследить, ознакомившись, в частности, с пунктами 9, 12, 17, 20, 22, 27, 34, 37, 53 Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н.
С учетом изложенного, и при передаче в казну (поступления из казны) нефинансовых активов, и при безвозмездной передаче (получении) нефинансовых активов напрямую между бюджетными учреждениями в учете будет отражаться идентичная корреспонденция:
1. Передача нефинансовых активов:
1.1. Дебет 4 401 20 241 Кредит 4 101 00 410
Дебет 4 104 00 410 Кредит 4 401 00 241
- на основании первичных учетных документов (Акта о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма 0306001) (не оформляется на объекты библиотечного фонда), Акта о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма 0306031)) и Извещения (форма 0504805) переданы по балансовой стоимости объекты основных средств с одновременной передачей начисленной на объекты суммы амортизации;
1.2. Дебет 4 401 20 241 Кредит 4 105 00 440
- на основании первичных учетных документов, подтверждающих передачу материальных ценностей, и Извещения (форма 0504805) переданы материальные запасы.
2. Поступление нефинансовых активов:
2.1. Дебет 4 101 00 310 Кредит 4 401 10 180
Дебет 4 401 10 180 Кредит 4 104 00 410
- на основании первичных учетных документов (Акта о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма 0306001) (не оформляется на объекты библиотечного фонда), Акта о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма 0306031)) и Извещения (форма 0504805) отражено получение объектов основных средств и суммы начисленной на объекты основных средств амортизации;
2.2. Дебет 4 105 00 340 Кредит 4 401 10 180
- на основании первичных учетных документов, подтверждающих получение материальных ценностей, и Извещения (форма 0504805) отражено поступление материальных запасов.
Обратите внимание: при передаче (получении) имущества, которым бюджетное учреждение не может отвечать по своим обязательствам и распоряжается только по согласованию с собственником, в учете должно быть отражено изменение (корректировка) показателя счета 210 06 "Расчеты с учредителем". По общему правилу такая корректировка осуществляется с периодичностью, установленной учредителем, но не реже чем один раз в год (перед составлением годовой отчетности). Отметим, что на практике корректировка счета 210 06 "Расчеты с учредителем" может проводиться даже "в режиме реального времени", то есть непосредственно при отражении в учете любых операций по поступлению или выбытию особо ценного движимого и соответствующего недвижимого имущества.
На суммы изменений показателя счета 210 06 "Расчеты с учредителем" учреждение направляет учредителю Извещения (форма 0504805) с установленной им периодичностью. В соответствии с этими извещениями учредителем корректируется показатель счета 0 204 33 000.
В заключение отметим, что из состава казны бюджетному учреждению может поступать имущество не только в оперативное управление, но и в безвозмездное пользование. Аналогичным образом может передаваться имущество и между государственными (муниципальными учреждениями).
В соответствии с п. 22 "Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета...", утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), имущество, находящееся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и относящееся к основным средствам, нематериальным активам, непроизведенным активам, материальным запасам, имуществу, составляющему государственную (муниципальную) казну, учитывается субъектами учета на соответствующих счетах раздела "Нефинансовые активы" Единого плана счетов.
При этом операции по передаче материального объекта нефинансовых активов в безвозмездное пользование отражаются на основании первичного учетного документа (акта) на соответствующих счетах учета нефинансовых активов путем внутреннего перемещения объекта нефинансовых активов с одновременным отражением переданного объекта по его балансовой стоимости на забалансовом счете 26 "Имущество, переданное в безвозмездное пользование" (п.п. 33, 383 Инструкции N 157н).
Принятие к учету объектов имущества осуществляется на основании первичного учетного документа (акта приема-передачи) по стоимости, указанной в акте. Выбытие объектов имущества с забалансового учета производится на основании акта по стоимости, по которой объекты были ранее приняты к забалансовому учету.
Внимание:
1. В период нахождения имущества в безвозмездном пользовании у другого учреждения в бухгалтерском учете передающего учреждения по данному имуществу продолжается начисление амортизации.
2. По общему правилу объекты имущества в составе казны отражаются в бюджетном учете в стоимостном выражении без ведения инвентарного и аналитического учета объектов имущества (п. 143 Инструкции N 157н).
Следовательно, возможна ситуация, при которой в бухгалтерии уполномоченного органа будет отсутствовать информация о стоимости отдельного объекта имущества казны, передаваемого на праве безвозмездного пользования. При таких обстоятельствах порядок получения данной информации из реестра имущества казны следует определить в рамках учетной политики.
Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Документальное оформление передачи госучреждением имущества в казну (изъятия из оперативного управления);
- Энциклопедия решений. Корректировка информации, учитываемой бюджетным (автономным) учреждением на счете 210 06 "Расчеты с учредителем";
- Энциклопедия решений. Пример. Учет расчетов бюджетного (автономного) учреждения с учредителем при осуществлении операций с недвижимым или особо ценным движимым имуществом.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы Московской области 1 класса Левина Ольга
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария
12 февраля 2014 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
*(1) Для наиболее подробного рассмотрения юридического аспекта вопроса передачи имущества от одного бюджетного учреждения другому можно ознакомиться с материалами:
- Вопрос: Каков порядок передачи имущества ... для бюджетных учреждений?
- Вопрос: Следует ли бюджетному учреждению согласовывать со своим учредителем ... передачу данного имущества на баланс другой организации?
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним