Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Трудовое право
-
07.03.2014
- Аттестация рабочих мест организацией никогда не проводилась.
Для каких организаций обязательна специальная оценка условий труда? Каковы сроки ее проведения? Необходимо ли проводить специальную оценку условий труда курьеров, с которыми организацией (курьерской компанией) заключены гражданско-правовые договоры? Имеет ли право государственная инспекция труда осуществлять проверку работодателя на предмет проведения специальной оценки условий труда (санкции, административная ответственность не интересуют)?
Со вступлением в силу с 1 января 2014 г. Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 426-ФЗ) на всех без исключения работодателей в соответствии со ст. 212 ТК РФ возложена обязанность по проведению специальной оценки условий труда.
Согласно ст. 3 Закона N 426-ФЗ специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
При этом условия труда - это совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника (ст. 209 ТК РФ). По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (ч. 2 ст. 3 Закона N 426-ФЗ).
В силу ст. 209 ТК РФ под рабочим местом понимается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
Как следует из перечисленных норм, специальная оценка условий труда направлена на обеспечение безопасных условий выполнения трудовой функции, которая осуществляется на основании трудового договора.
Заключив же гражданско-правовой договор, курьерская компания становится его стороной (смотрите, например, ст. 420 ГК РФ), но статус работодателя в этой связи не приобретает. Равно как и другая сторона (например исполнитель) не становится работником, следовательно, и рабочего места в понимании ст. 209 ТК РФ не имеет.
Более того ст. 11 ТК РФ прямо предусмотрено, что на лиц, выполняющих обязательства по гражданско-правовым договорам, трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются, а соответственно, не распространяются и положения ст. 212 ТК РФ*(1).
Таким образом, проведение специальной оценки условий труда является обязательным для работодателя - курьерской компании, но именно в отношении рабочих мест*(2).
Частью 4 ст. 27 Закона N 426-ФЗ предусмотрены переходные положения, согласно которым в случае, если до дня вступления в силу данного закона была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, являющихся основанием для проведения внеплановой специальной оценки условий труда. Таким образом, специальная оценка условий труда заменила аттестацию рабочих мест по условиям труда, обязанность по проведению которой также была возложена на всех работодателей ранее*(3).
В рассматриваемом случае до вступления в силу Закона N 426-ФЗ аттестация рабочих мест сотрудников по условиям труда организацией проведена не была. Соответственно, в силу требований ст. 212 ТК РФ, Закона N 426-ФЗ работодатель обязан провести именно специальную оценку условий труда в порядке, установленном Законом N 426-ФЗ.
В силу ч. 4 ст. 8 Закона N 426-ФЗ специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении данной оценки.
Согласно ч. 2 ст. 3 Закона N 426-ФЗ по результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах. При этом критерии классификации условий труда на рабочем месте устанавливаются методикой проведения специальной оценки условий труда, которая утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ч. 9 ст. 14, ч. 3 ст. 8 Закона N 426-ФЗ). Однако указанная методика проведения специальной оценки условий труда в настоящее время еще не утверждена*(4).
На наш взгляд, данный законодательный пробел не является аргументом в пользу проведения вместо специальной оценки условий труда аттестации рабочих мест в соответствии с Порядком, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.04.2011 N 342н (далее - Порядок), так как по смыслу положений ТК РФ и Закона N 426-ФЗ с 1 января 2014 г. работодатель может осуществить лишь специальную оценку условий труда. Поскольку на данный момент методика проведения специальной оценки условий труда не утверждена, приходится констатировать, что проведение специальной оценки условий труда в настоящее время невозможно*(5).
Как нами указывалось, компания обязана была осуществить аттестацию рабочих мест до вступления в силу Закона N 426-ФЗ. В таком случае в силу части 4 ст. 27 данного закона результаты проведенной аттестации рабочих мест являлись действительными в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации. В связи с чем, на наш взгляд, государственная инспекция труда вправе осуществить проверку соблюдения работодателем законодательства об охране труда, несмотря на практическую невозможность проведения специальной оценки условий труда в настоящее время (ст.ст. 356, 357 ТК РФ).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Першина Елена
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Воронова Елена
21 февраля 2014 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
*(1) Согласно части второй ст. 15 ТК РФ заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается. Если отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии в порядке, установленном ТК РФ, другими федеральными законами, были признаны трудовыми отношениями, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права (ст. 11 ТК РФ).
*(2) Отметим, что специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями (ч. 3 ст. 3 Закона N 426-ФЗ)
*(3) При этом в силу п. 4 Порядка аттестации подлежали все рабочие места работодателя, за исключением рабочих мест, на которых работники исключительно заняты на персональных электронно-вычислительных машинах (персональных компьютерах) и (или) эксплуатируют аппараты копировально-множительной техники настольного типа, единичные стационарные копировально-множительные аппараты, используемые периодически, для нужд самой организации, иную офисную организационную технику, а также бытовую технику, не используемую в технологическом процессе производства.
*(4) По информации, полученной на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты РФ, данным органом подготовлен приказ N 33н от 24.01.2014 "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению" (сайт - http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/170). Однако в настоящее время данный документ находится на регистрации в Минюсте России и, соответственно, не применяется.
*(5) Обращаем Ваше внимание, что изложенная в этой части ответа позиция является лишь нашим экспертным мнением, какая-либо правоприменительная практика по данному вопросу отсутствует, официальных разъяснений нами не обнаружено. За разъяснениями Вы вправе обратиться в официальный компетентный государственный орган - Министерство труда и социальной защиты РФ по почте (127994, ГСП-4, г. Москва, ул. Ильинка, д. 21) или путем заполнения формы обращения на официальном сайте ведомства (http://www.rosmintrud.ru/reception/ask).
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним