Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Госзакупки
-
12.03.2014
- Чем должно руководствоваться государственное унитарное предприятие, привлекая субподрядчиков к исполнению государственного контракта на выполнение подрядных работ, - требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или требованиями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Государственное унитарное предприятие при привлечении субподрядчиков к исполнению государственного контракта на выполнение подрядных работ должно руководствоваться утвержденным им положением о закупке.
Обоснование вывода:
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) направлен на регулирование отношений по обеспечению государственных и муниципальных нужд в сфере закупок товаров, работ и услуг и регулирует правоотношения, связанные с заключением гражданско-правовых договоров (контрактов), предметом которых являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с ч.ч. 1, 4 и 5 ст. 15 данного Закона (п. 3 ч. 1 ст. 1, п. 7 ст. 3 Закона N 44-ФЗ).
Согласно ч.ч. 4, 6 ст. 15 Закона N 44-ФЗ руководствоваться нормами этого Закона государственные и муниципальные унитарные предприятия (далее - унитарные предприятия) обязаны лишь в следующих случаях:
- при планировании и осуществлении ими закупок за счет бюджетных средств, предоставленных на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности*(1) (за исключением норм, устанавливающих особенности исполнения контрактов);
- если унитарному предприятию переданы полномочия на осуществление закупок для нужд заказчиков, перечисленных в Законе N 44-ФЗ (в пределах переданных полномочий).
Применение положений Закона N 44-ФЗ унитарными предприятиями в каких-либо иных случаях не предусмотрено нормами ни самого Закона N 44-ФЗ, ни Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), ни какого-либо иного закона.
Следует учитывать, что требования ч. 4 ст. 15 Закона N 44-ФЗ обязательны для применения унитарными предприятиями только с 1 января 2017 года (ч. 26 ст. 112 Закона N 44-ФЗ)*(2).
Предоставление государственным и муниципальным унитарным предприятиям бюджетных средств на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности осуществляется в порядке, регулируемым бюджетным законодательством. С этой целью в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации могут предусматриваться бюджетные ассигнования на осуществление субсидий и бюджетных инвестиций (ст. 78.2, ст. 79 Бюджетного кодекса РФ). Предоставление указанных субсидий и бюджетных инвестиций осуществляются в порядке, установленном на основании ч. 2 ст. 79 БК РФ постановлением Правительства РФ от 09.01.2014 N 13.
Контракт же, заключаемый в соответствии с Законом N 44-ФЗ, как указано выше, является гражданско-правовым договором, и к нему, как следует из ч. 1 ст. 2 Закона N 44-ФЗ, применяются нормы Гражданского кодекса РФ.
Соответственно, денежные средства, перечисляемые государственными заказчиками коммерческим организациям, в том числе унитарным предприятиям (п. 1 ст. 113 ГК РФ), в целях оплаты товаров (работ, услуг), которые поставляются (выполняются, оказываются) на основании государственных контрактов, не могут рассматриваться в качестве бюджетных инвестиций. Бюджетные обязательства в данном случае принимает государственный (муниципальный) заказчик, который подписывает контракт, а предприятие будет расходовать полученные по контракту средства уже в рамках своей коммерческой деятельности.
Таким образом, государственное унитарное предприятие при заключении договора на выполнение субподрядных работ должно руководствоваться Законом N 223-ФЗ и утвержденным в соответствии с требованиями этого Закона положением о закупке (п. 1 ч. 2 ст. 1, ч. 1, 2 ст. 2 указанного Закона).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий
21 февраля 2014 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
*(1) В силу ст. 1 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" капитальные вложения - инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.
*(2) Часть 26 внесена в ст. 112 Закона N 44-ФЗ Федеральным законом от 28.12.2013 N 396-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившим в силу с 1 января 2014 года.
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним