Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бухучет и отчетность

17.03.2014
ВОПРОС:
Деятельность организации в числе прочего связана с производством продовольственной продукции. Она выплачивает премии покупателям за выполнение объема закупок (без изменения цены товара). В соглашении на выплату премии указано, что сумма премии не уменьшает стоимость отгруженных товаров. В бухгалтерском учете сумма премии отражается по счету 44 "Расходы на продажи", в налоговом учете рассматривается как прочие расходы. По какой строке Отчета о финансовых результатах следует отразить сумму выплаченной премии?
ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Премии покупателям в связи с выполнением ими определённых объемов закупок, выплата которых не влияет на цену исполненного договора, в рассматриваемой ситуации будут участвовать в формировании величины показателя по строке 2210 "Коммерческие расходы" Отчета о финансовых результатах.

 

Обоснование позиции:

Реализация готовой продукции оформляется договором купли-продажи (п. 1 ст. 454 ГК РФ). В общем случае договор должен быть заключен в письменной форме (ст. 161 ГК РФ). Договор поставки является частным случаем договора купли-продажи.

Согласно ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

Пунктом 1 ст. 485 ГК РФ определена обязанность покупателя по оплате товара. При этом согласно указанной норме оплата товара производится по цене, предусмотренной договором купли-продажи, либо по цене, которая определяется в соответствии с п. 3 ст. 424 ГК РФ в случае, когда цена договором не предусмотрена и не может быть определена исходя из его условий.

В рассматриваемой ситуации цена предусмотрена договором, причем, как указано в вопросе, не подлежит изменению и в случае достижения покупателем определённого объёма закупок.

Таким образом, покупатель должен оплатить поставляемые товары по цене, предусмотренной в договоре.

Согласно п. 1 ст. 516 ГК РФ покупатель оплачивает поставляемые товары с соблюдением порядка и формы расчетов, предусмотренных договором поставки.

В силу п. 4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. В соответствии с п. 1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующими в момент его заключения.

В частности, участники торговой деятельности обязаны руководствоваться нормами Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ).

В соответствии с частью 4 ст. 9 Закона N 381-ФЗ при поставке продовольственных товаров соглашением сторон договора поставки может предусматриваться включение в его цену вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров. Размер указанного вознаграждения согласовывается сторонами этого договора, подлежит включению в цену договора и не должен учитываться при определении цены продовольственных товаров.

Что касается непродовольственных товаров, то особенности их купли и продажи законодательством РФ не установлены.

Иными словами, продавец и покупатель вправе предусмотреть в договоре поставки любые не противоречащие закону и иным правовым актам, действующим в момент его заключения, условия, в том числе при выполнении которых покупателю предоставляется премии (скидки, бонусы).

Договор, в частности, может предусматривать порядок предоставления премий: путем перечисления на расчетный счет, зачета в качестве аванса или уменьшения задолженности по договору поставки.

В результате поступления денежных средств от покупателя за поставляемый товар у организации-поставщика происходит увеличение экономических выгод, которое в соответствие с п. 2 ПБУ 9/99 "Доходы организации" (далее - ПБУ 9/99) является её доходом.

Доходы, полученные в результате осуществления обычного вида деятельности, отождествляется с выручкой от продажи продукции, товаров, от выполнения работ или от оказания услуг (далее - выручка).

В соответствии с п. 6 ПБУ 9/99 выручка принимается к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и (или) величине дебиторской задолженности (с учетом положений п. 3 ПБУ 9/99).

При этом величина поступления (дебиторской задолженности) определяется исходя из цены, установленной договором между организацией и покупателем (заказчиком) или пользователем активов организации. Если цена не предусмотрена в договоре и не может быть установлена исходя из условий договора, то для определения величины поступления (дебиторской задолженности) принимается цена, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет выручку в отношении аналогичной продукции (товаров, работ, услуг) либо предоставления во временное пользование (временное владение и пользование) аналогичных активов (п. 6.1 ПБУ 9/99).

Таким образом, выручкой для организации-поставщика является величина дебиторской задолженности за отгруженную продукцию по цене, определяемой в договоре.

В рассматриваемой ситуации предоставление премий покупателям продукции направлено на увеличение объемов реализации. С учётом п.п. 5, 7 ПБУ 10/99 "Расходы организации" (далее - ПБУ 10/99) полагаем, что суммы премий могут быть учтены в расходах по обычным видам деятельности.

Если предоставление скидок (премий) не приводит к изменению цены единицы товара, то продавец не вносит исправлений в первичные учетные документы и счета-фактуры, выданные покупателю, и не корректирует сумму признанной ранее выручки от реализации товаров. То есть норма п. 6.5 ПБУ 9/99 в такой ситуации не применяется.

Согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, в организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность, на счете 44 "Расходы на продажу" могут быть отражены, в частности, расходы: на затаривание и упаковку изделий на складах готовой продукции; по доставке продукции на станцию (пристань) отправления, погрузке в вагоны, суда, автомобили и другие транспортные средства; комиссионные сборы (отчисления), уплачиваемые сбытовым и другим посредническим организациям; по содержанию помещений для хранения продукции в местах ее продажи и оплате труда продавцов в организациях, занятых сельскохозяйственным производством; на рекламу; на представительские расходы; другие аналогичные по назначению расходы.

Таким образом, расходы, связанные с выплатой премий покупателям за достижение определённых объемов покупок, могут рассматриваться в качестве коммерческих расходов и отражаться по счету 44 "Расходы на продажу".

Суммы расходов, накопленных организацией в течение отчетного периода по дебету счета 44 "Расходы на продажу", по его итогам списываются полностью или частично в дебет счета 90 "Продажи", субсчет "Себестоимость продаж" (п. 9 ПБУ 10/99). При этом порядок их признания в учете должен быть закреплен в учетной политике организации (п. 20 ПБУ 10/99).

Расходы, которые связаны с реализацией готовой продукции, товаров, выполнением работ, на основании п. 21 ПБУ 10/99 подлежат отражению по строке 2210 Отчета о финансовых результатах.

Таким образом, принимая во внимание вышесказанное, полагаем, что премии покупателям в связи с выполнением ими определённых объемов закупок, выплата которых не влияет на цену исполненного договора, в рассматриваемой ситуации будут участвовать в формировании величины показателя по строке 2210 "Коммерческие расходы" Отчета о финансовых результатах.

Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:

- Энциклопедия решений. Отчет о финансовых результатах;

- Энциклопедия решений. Коммерческие расходы (строка 2210).

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Графкин Олег

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

профессиональный бухгалтер Родюшкин Сергей

25 февраля 2014 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики