Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Госзакупки
-
18.03.2014
- До 01.01.2014 заключение контрактов на проведение экспертизы в рамках уголовного дела (технической, психиатрической, экспертизы наркотических средств и так далее) не подпадало под действие Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ. В каком порядке следует заключать контракты на проведение экспертизы с 01.01.2014? Подпадает ли заключение подобных контрактов под действие Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"?
Прежде всего напомним, что Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) вступил в силу только 1 января 2014 года. Поэтому какая-либо правоприменительная практика по нему отсутствует, официальных разъяснений по заданному Вами вопросу, насколько нам известно, также еще не издавалось. Соответственно, мы можем высказать только своё экспертное мнение по толкованию норм этого Закона.
Закон N 44-ФЗ направлен на регулирование отношений по обеспечению государственных и муниципальных нужд в сфере закупок товаров, работ и услуг. Он регулирует правоотношения, связанные с заключением гражданско-правовых договоров (контрактов), предметом которых являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с ч.ч. 1, 4 и 5 ст. 15 данного Закона (п. 3 ч. 1 ст. 1, п. 7 ст. 3 Закона N 44-ФЗ).
Руководствоваться Законом N 44-ФЗ обязаны в первую очередь именно выступающие от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования государственные и муниципальные органы (п.п. 1, 2 ст. 125 ГК РФ, п.п. 5, 6 ст. 3 Закона N 44-ФЗ).
Перечень случаев, когда заключение договоров на приобретение товаров, работ, услуг не подпадает под действие Закона N 44-ФЗ, указан в ч. 2 ст. 1 этого Закона. Заключение договоров на оказание услуг по проведению судебной экспертизы в данном перечне не упомянуто.
Согласно ч. 1 ст. 2 Закона N 44-ФЗ законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ и состоит из Закона N 44-ФЗ и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать Закону N 44-ФЗ.
Таким образом, из законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд не следует, что установленный им порядок осуществления закупок не должен применяться при заключении договоров на оказание услуг по проведению судебной экспертизы в рамках уголовных дел.
В связи с этим считаем необходимым отметить также следующее.
Согласно ч. 1 ст. 24 Закона N 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (ч. 2 ст. 24 Закона N 44-ФЗ). При этом согласно ч. 2 ст. 48 Закона N 44-ФЗ заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона N 44-ФЗ.
Осуществлять закупку услуг у единственного исполнителя заказчик вправе только в случаях, перечисленных в ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, при условии, что использование иных способов определения исполнителя невозможно или нецелесообразно (ч. 3 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).
Большинство пунктов ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ предполагает наличие особых оснований для заключения контракта с единственным исполнителем услуг. Заключение контрактов на проведение экспертизы само по себе ни в одном из них в качестве такого основания не указано. Единственный возможный вариант - это закупка на основании п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ экспертных услуг, оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или нормативными правовыми актами Правительства РФ, законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации (смотрите, например, приказ Федерального агентства по недропользованию от 16.10.2012 N 1101 "О возложении полномочий по проведению государственной экспертизы проектов геологического изучения недр, поисков и разведки месторождений полезных ископаемых на Федеральное бюджетное учреждение "Росгеолэкспертиза"). Поэтому ответить на вопрос о возможности применения в данном случае п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ к заключению договора о проведении экспертизы возможно только в каждой конкретной ситуации в зависимости от вида проводимой экспертизы, а в некоторых случаях - и наименования экспертной организации.
Соответственно, если основания для заключения контракта в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ отсутствуют, то заключение контрактов на проведение судебной экспертизы возможно только на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, то есть в пределах 100 тысяч рублей, и на общую сумму не более 5% размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком, и не более чем 50 миллионов рублей в год.
Подчеркнем, что сказанное является нашим экспертным мнением. За официальными разъяснениями можно обратиться в Минэкономразвития России.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ефимова Ольга
Ответ прошел контроль качества
27 февраля 2014 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним