Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

20.03.2014
ВОПРОС:
Заказчиком в рамках Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" путем проведения электронного аукциона осуществляется закупка ГСМ. Необходимо ли проводить экспертизу при приемке товара и каким образом она должна осуществляться?
ОТВЕТ:

К сожалению, однозначно ответить на вопрос не представляется возможным. Поясним почему.

Прежде всего напомним, что Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) вступил в силу только 1 января 2014 года. Поэтому какая-либо правоприменительная практика по нему отсутствует, официальных разъяснений по рассматриваемому вопросу, насколько нам известно, также еще не издавалось. Соответственно, мы можем высказать только своё экспертное мнение по толкованию норм этого Закона.

В соответствии с ч. 3 ст. 94 Закона N 44-ФЗ для проверки предоставленных поставщиком, подрядчиком, исполнителем (далее - контрагент) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу.

Вместе с тем следует учитывать, что экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с этим Законом. При этом в силу ч. 1 ст. 41 Закона N 44-ФЗ заказчики привлекают экспертов, экспертные организации в случаях, предусмотренных этим Законом. Иными словами, предполагается, что проведение экспертизы осуществляется или работниками самого заказчика или в установленных законом случаях третьими лицами - экспертами, экспертными организациями, привлеченными по гражданско-правовому договору.

Обязанность заказчика привлекать экспертов, экспертные организации к проведению предусмотренной ч. 3 ст. 94 Закона N 44-ФЗ экспертизе результатов, предусмотренных контрактами, установлена только для случаев, названных в ч. 4 указанной статьи:

- при закупке товаров, работ, услуг у единственного контрагента, за исключением случаев, предусмотренных п.п. 1, 4-6, 8, 15, 17, 18, 22, 23, 26 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ;

- в иных случаях обязательного проведения экспертами, экспертными организациями экспертизы поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, определенных Правительством РФ. На настоящий момент нам об утверждении перечня таких случаев ничего не известно.

Во всех иных случаях, в том числе и в случае осуществления закупки товара, работы или услуги по результатам электронного аукциона, проверку результатов, предусмотренных контрактами, заказчик вправе проводить своими силами.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации экспертизу закупаемого топлива заказчик вправе осуществить самостоятельно, то есть силами своих работников.

Ответ на вопрос о порядке проведения и оформления результатов экспертизы, к сожалению, не столь однозначен.

Особо отметим, что требования к процедуре проведения экспертизы силами заказчика законом не установлены. По смыслу положений п. 1 ч. 1, ч. 7 ст. 94 Закона N 44-ФЗ, такая экспертиза фактически равнозначна проверке товара, результата работ, услуг во время их приемки, проведение которой давно предусмотрено законодательством (ст. 474, п.п. 2, 3 ст. 513, п.п. 1-3 ст. 720 ГК РФ, ч. 12 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд") и при желании может проводиться специально созданной заказчиком приемочной комиссией (ч. 6 ст. 94 Закона N 44-ФЗ).*(1) При этом необходимость оформления заключения о результатах проведенной экспертизы предусмотрена лишь для случая проведения экспертизы с привлечением экспертов, экспертных организации (ч. 5 ст. 94 Закона N 44-ФЗ). По смыслу положений ч. 7 ст. 94 Закона N 44-ФЗ, в случае проведения экспертизы силами заказчика, приемка результатов контракта оформляется любым документом о приемке (например актом), который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком).

Вместе с тем согласно ч. 9 ст. 94 Закона N 44-ФЗ результаты отдельного этапа исполнения контракта, информация о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге отражаются заказчиком в отчете, размещаемом в единой информационной системе и содержащем информацию, указанную в данной части. К такому отчету согласно требованиям ч. 10 ст. 94 Закона N 44-ФЗ должны прилагаться заключение по результатам экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги и документ о приемке таких результатов либо иной определенный законодательством РФ документ. Из буквального толкования указанного пункта следует, что в ходе приемки и экспертизы результатов контракта в любом случае должны быть оформлены как минимум два документа: заключение по результатам экспертизы и документ о приемке таких результатов. На наш взгляд, это не вполне согласуется с положениями ч. 5 и ч. 7 ст. 94 Закона N 44-ФЗ, из которых можно сделать вывод, что заключение по результатам экспертизы необходимо только при проведении ее силами привлеченных экспертов, экспертных организаций, однако буквальное прочтение ч. 10 ст. 94 Закона N 44-ФЗ приводит именно к таким выводам.

К сожалению, официальных разъяснений относительно необходимости оформления обоих из указанных документов в ходе проведения экспертизы и приемки результатов контракта силами заказчика в данный момент нет. За официальными разъяснениями можно обратиться в Министерство экономического развития РФ.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Верхова Надежда

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Серков Аркадий

5 марта 2014 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

 


*(1) Отметим, что порядок проведения экспертизы может быть закреплен в локальном нормативном акте, принятом заказчиком (смотрите, например, распоряжение Комитета по труду и занятости населения Московской области от 12.02.2014 N РВ-8 "Об утверждении Порядка проведения экспертизы поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг Комитету по труду и занятости населения Московской области").

Все консультации данной рубрики