Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
21.03.2014
- Может ли муниципальное бюджетное учреждение за счет средств субсидии, выделенной на выполнение муниципального задания на 2014 год, осуществить возврат средств, использованных не по целевому назначению в 2013 году (нецелевое использование выявлено в январе 2014 года)?
Расчеты по целевым субсидиям включают в себя несколько этапов:
1) поступление и расходование денежных средств;
2) формирование отчетности;
3) начисление доходов по предоставленной целевой субсидии в объеме расходов, произведенных учреждением и подтвержденных отчетом;
4) возврат неиспользованных в текущем финансовом году остатков денежных средств в бюджет;
5) обоснование потребности в расходовании неиспользованных остатков целевой субсидии в очередном финансовом году, их получение и использование на соответствующие цели.
После завершения всех перечисленных выше этапов расчетов у автономного учреждения, если иное прямо не предусмотрено органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, нет оснований для корректировки учетных данных по соответствующей целевой субсидии.
Если в связи с расходованием средств субсидии на иные цели у учреждения возникают обязательства по перечислению определенных средств в доход бюджета, то соответствующие расчеты могут отражаться в учете в рамках основной деятельности, то есть с кодом вида деятельности 4 "Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания" либо в рамках приносящей доход деятельности с кодом вида деятельности 2. Итоговый показатель финансового результата текущего финансового года в подобных ситуациях должен быть равен нулю - начисление дохода может отражаться по кредиту счета 0 401 10 180 "Прочие доходы", а обязательство по перечислению средств в доход бюджета - по дебету данного счета.
При этом обязательства по перечислению рассматриваемых средств в бюджет должны исполняться в первую очередь за счет виновных лиц*(1). Кроме того, обязательства по перечислению сумм, израсходованных не по целевому назначению, могут быть исполнены за счет средств от приносящей доход деятельности. Дело в том, что оплата любых обязательств учреждения, возникших в рамках вида соответствующего финансового обеспечения (4, 5, 6, 7), за счет средств от приносящей доход деятельности практикуется достаточно широко.
В части перечисления в бюджет суммы, израсходованной не по целевому назначению, за счет средств субсидии на выполнение муниципального задания отметим следующее.
Бюджетное учреждение самостоятельно определяет направления расходования средств субсидии на выполнение государственного задания в соответствии с Планом финансово-хозяйственной деятельности (далее - План ФХД). Иными словами, средства субсидии на выполнение задания не обязательно должны расходоваться в строгом соответствии с теми направлениями (видами расходов) и нормами расходов, которые учитывались при расчете общего годового размера такой субсидии (смотрите, например, письмо Минфина России от 29.01.2013 N 02-13-06/293). Главное, чтобы государственное задание выполнялось в установленные сроки, в полном объеме и с должным качеством.
Кроме того, специалисты финансового ведомства указывают, что осуществление незапланированных расходов возможно за счет экономии средств субсидии по итогам определенного периода выполнения задания с внесением соответствующих изменений в План ФХД (смотрите, например, письма Минфина России от 12.07.2012 N 02-13-06/2703, от 07.08.2012 N 02-03-06/3073, от 09.08.2012 N 02-13-06/3106, от 08.10.2012 N 02-13-06/4132).
Как видим, не предусмотренные Планом ФХД расходы, направленные на выполнение задания, могут осуществляться бюджетным учреждением за счет средств субсидии на выполнение задания при уточнении Плана ФХД - уменьшении объема каких-либо запланированных ранее, но не осуществленных расходов.*(2)
Очевидно, что в начале финансового года нельзя говорить о наличии какой-либо экономии выделенной на текущий финансовый год субсидии на выполнение муниципального задания. Соответственно, перечисление в бюджет суммы, израсходованной не по целевому назначению, за счет средств такой субсидии - повод для последующего возникновения претензий со стороны контролирующих органов.
Если на момент возникновения обязательства по перечислению использованных не по целевому назначению средств в доход бюджета виновное лицо по каким-либо причинам не возместило необходимую сумму, а средства от приносящей деятельности у учреждения отсутствуют, возможным вариантом "выкрутиться" из сложившейся ситуации может являться временное заимствование средств субсидии на выполнение муниципального задания.*(3) Если по итогам определенного периода выполнения муниципального задания будет выявлена экономия, после соответствующего внесения изменений в план ФХД, должностными лицами учреждения может быть принято решение об отсутствии необходимости компенсации ранее заимствованных средств - экономия будет направлена на погашение израсходованной не по целевому назначению суммы.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария
Ответ прошел контроль качества
6 марта 2014 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
*(1) В этом случает поступление на лицевой счет средств, подлежащих перечислению в доход бюджета, может отражаться в качестве увеличения доходов по коду 180 "Прочие доходы" КОСГУ, а перечисление задолженности в доход бюджета - как уменьшение данных доходов.
*(2) Напомним, что специалисты финансового ведомства указывают, что в отношении бюджетных учреждений нецелевое использование средств возникает при использовании их на цели, не предусмотренные Планом ФХД (письмо Минфина России от 08.11.2012 N 02-11-08/4694).
*(3) О порядке отражения в учете заимствования временно свободных средств читайте в материале "Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет операций по направлению денежных средств бюджетного (автономного) учреждения на исполнение обязательств, принятых в рамках иного вида деятельности".
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним