Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
24.03.2014
- Является ли плательщиком земельного налога орган государственной власти субъекта Российской Федерации, владеющий на праве постоянного бессрочного пользования зарегистрированным в установленном порядке земельным участком?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Орган государственной власти субъекта Российской Федерации, обладающий земельным участком на праве постоянного бессрочного пользования, зарегистрированным в установленном порядке, является плательщиком земельного налога в случае наделения его правами юридического лица.
Обоснование вывода:
В соответствии со ст. 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Согласно ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Понятие "организации" для целей налогообложения определено п. 2 ст. 11 НК РФ. Так, организациями являются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.
Принципы организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации регламентированы Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ). Положениями Закона N 184-ФЗ предусмотрено обязательное наделение правами юридического лица законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (п. 7 ст. 4 Закона N 184-ФЗ) и высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (п. 4 ст. 20 Закона N 184-ФЗ). Структура исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации (п. 4 ст. 17 Закона N 184-ФЗ). В случае наделения органа государственной власти субъекта РФ правами юридического лица он подлежит государственной регистрации в качестве юридического лица в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
На орган государственной власти субъекта РФ, в случае наделения его правом юридического лица, распространяются положения ст. 161 БК РФ, устанавливающие особенности правового положения казенных учреждений.
Согласно ст. 120 ГК РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учреждение может быть создано в том числе и высшим органом исполнительной власти субъекта РФ.
Таким образом, орган государственной власти субъекта РФ, в случае наделения его правом юридического лица, можно отнести к организациям в целях налогообложения, то есть он может быть признан плательщиком земельного налога.
Органу государственной власти субъекта право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется в соответствии со ст. 268 ГК РФ и ст. 20 Земельного кодекса РФ.
Объектом налогообложения согласно ст. 389 НК РФ признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования. Основанием для взимания земельного налога является правоустанавливающий документ на земельный участок (смотрите письма Минфина России от 12.08.2010 N 03-05-05-02/61, от 18.02.2008 N 03-05-05-02/07).
Представительные органы муниципальных образований, устанавливая земельный налог, определяют налоговые ставки в пределах, определенных главой 31 "Земельный налог" НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также устанавливают налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков (смотрите также письма Минфина России от 19.04.2013 N 03-05-04-02/13520, от 08.08.2012 N 03-05-06-02/55, от 09.07.2012 N 03-05-06-02/45).
Таким образом, земельный участок, обладателем которого на праве постоянного бессрочного пользования является орган государственной власти субъекта Российской Федерации, зарегистрированный в качестве юридического лица, является объектом налогообложения по земельному налогу при условии, что в отношении земельного участка проведена процедура кадастрового учета (определение Верховного Суда Российской Федерации от 12 июля 2006 г. N 5-Г06-57).
Налоговые льготы в соответствии со ст. 395 НК РФ для органов государственной власти субъектов РФ не предусмотрены. Наряду с налоговыми льготами, предусмотренными в ст. 395, иные льготы могут быть установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (ст. 387 НК РФ), а в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - законами указанных субъектов РФ. Так, например, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 3.1 Закона г. Москвы от 24.11.2004 N 74 "О земельном налоге" освобождаются от налогообложения органы государственной власти города Москвы и органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве в отношении земельных участков, используемых ими для непосредственного выполнения возложенных на них функций.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса Шершнева Анна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Монако Ольга
6 марта 2014 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним