Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

26.03.2014
ВОПРОС:
Каким образом должны расходоваться средства субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, оставшиеся у бюджетного (автономного) учреждения по итогам финансового года?
ОТВЕТ:

Бюджетные (автономные) учреждения создаются для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) в сферах, перечисленных в п. 1 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон N 174-ФЗ).

Показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) государственной (муниципальной) услуги (работы), а также порядок ее оказания (выполнения), находят отражение в государственном (муниципальном) задании (далее - задание), которое доводится бюджетному (автономному) учреждению органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя (далее - учредитель). Бюджетное (автономное) учреждение не вправе отказаться от выполнения задания, так как это противоречит целям его создания.

Целевой характер субсидии на выполнение задания заключается в том, что субсидия является финансовым обеспечением выполнения конкретного задания на протяжении конкретного временного периода.

Порядок предоставления субсидий на выполнение задания бюджетным и автономным учреждениям регламентирован ст. 78.1 БК РФ.

Остатки средств субсидий, предоставленных бюджетным (автономным) учреждениям в соответствии с абзацем первым п. 1 ст. 78.1 БК РФ, используются в очередном финансовом году для достижения целей, ради которых эти учреждения созданы (ч. 17 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ, ч. 3.15 ст. 2 Закона N 174-ФЗ).

Документом, определяющим направления использования бюджетными и автономными учреждениями субсидии на выполнение задания, является План финансово-хозяйственной деятельности (далее - План ФХД). Порядок его составления утвержден приказом Минфина России от 28.07.2010 N 81н (далее - Порядок N 81н).

Положениями Порядка N 81н не установлено требование об отражении учреждением плановых показателей по выплатам в разрезе источников финансирования расходов, но предусмотрена возможность принятия учредителем решения об обособленном формировании плановых показателей по выплатам, связанным с выполнением учреждением государственного (муниципального) задания (п. 12 Порядка N 81н).

Отражение плановых показателей по выплатам в разрезе видов финансового обеспечения (деятельности) позволяет:

- проводить анализ источников экономии средств субсидии, доведенной на выполнение задания;

- оперативно и эффективно распоряжаться суммами экономии в текущем финансовом году;

- обосновать внесение изменений в План ФХД в случае наличия экономии по результатам завершения финансового года.

Под экономией средств субсидии на выполнение задания следует понимать выгоду, полученную в результате бережливости и расчетливости при использовании средств учреждения в процессе финансово-хозяйственной деятельности. Подобная экономия образуется в результате оптимизации затрат на оказание услуг (выполнение работ), например, в результате:

- мероприятий по повышению энергоэффективности и энергосбережению;

- мероприятий, проводимых в целях эффективного использования государственного (муниципального) имущества (в частности, в результате нормирования расходования материальных запасов);

- оптимизации кадрового потенциала учреждения и системы оплаты труда (в том числе использования принципов эффективного контракта);

- заключения договоров с транспортными компаниями на оказание транспортных услуг взамен содержания собственного автопарка.

При достижении экономии субсидии на выполнение задания по итогам года в автономном учреждении направления расходования соответствующих средств могут быть определены самостоятельно с внесением изменений (при необходимости) в План ФХД (п. 21 Порядка N 81н). А вот бюджетному учреждению такое решение придется согласовать с учредителем - по общему правилу именно учредитель должен будет утвердить План ФХД с учетом соответствующих направлений расходов (п. 22 Порядка N 81н).

Отождествлять остаток средств на лицевом счете (счете) по виду деятельности "4" с экономией субсидии на выполнение задания не следует. Дело в том, что по итогам финансового года у учреждения может оставаться кредиторская задолженность по принятым обязательствам, которая образовалась в ходе выполнения задания в предыдущем периоде. Погашение такой задолженности должно быть приоритетным направлением расходования остатка средств субсидии, которое учредителю целесообразно закрепить в Соглашении о предоставлении субсидии на выполнение задания.

Остаток неиспользованных средств субсидий на выполнение задания на лицевом счете (счете) бюджетного (автономного) учреждения может быть следствием невыполнения задания. Если соответствующая часть субсидии не была возвращена в бюджет, то обусловленный невыполнением задания в прошедшем году остаток целесообразно направить в текущем году на финансовое обеспечение деятельности по оказанию государственных (муниципальных) услуг (выполнению работ).

Учреждению желательно оформлять документы, подтверждающие, что образование остатков (экономии) не является следствием неправильно (необоснованно) рассчитанных нормативных затрат, а связано с результатами проведенной работы по экономии средств (к примеру, планы экономии и отчеты об итогах выполнения этих планов). Наличие подобных документов позволит:

- оптимизировать проведение процедур обязательного внутреннего контроля, предусмотренного ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете";

- обосновать при проведении в учреждении контрольных мероприятий решения, принятые при распределении экономии средств субсидии на выполнение задания.

Обособленный, детализированный учет операций со средствами экономии средств субсидии на выполнение задания, порядок которого необходимо зафиксировать в учетной политике учреждения, также позволит минимизировать риск возникновения противоречий с учредителем при согласовании изменений, вносимых в План ФХД.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса Шершнева Анна

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Пименов Владимир

4 марта 2014 г.

Все консультации данной рубрики